Как устроен рынок щебня в России?

← Предыдущая Следующая →

Каковы особенности рынка щебня в России?

 

  drobilka 20210609_134849

 

На этот и другие, сопутствующие вопросы отрасли ответили эксперты в рамках VII ежегодной конференции «Рынок щебня России 2021».

 

MAXConference после долгого перерыва, вызванного ограничениями, введенными правительством из-за эпидемиологической ситуации, провела в Москве 9-10 июня традиционную VII конференцию «Рынок щебня России 2021». Генеральным партнером конференции выступила Группа НЛМК

 

За прошедшие два года у компаний, вовлеченных в бизнес, накопилось много вопросов, которые они в течение двух дней смогли обсудить с коллегами и официальными лицами.

 

Всего участниками конференции стали более 200 слушателей: представители федеральных органов власти, предприятия, занятые производством и поставками нерудных материалов, дорожно-строительные и транспортные компании, лаборатории, производители оборудования, аналитические агентства, дорожно-строительные институты. 

 

Уже по традиции обсуждение началось с анализа ситуации на рынке щебня, перспектив развития и применения нерудных материалов. Спикеры и гости мероприятия обсудили такие важные темы, как последствия влияния внешних факторов на промышленность строительных материалов, проблемы обеспечения щебнем объектов дорожного строительства и ремонта в первой половине 2021 года, изменения предпочтений дорожно-строительных компаний в каменных материалах, а также вопросы качества щебня, его ценообразования и пути оптимизации поставок материала различными видами транспорта.

 

 

В центре внимания оказались и вопросы эффективного подхода к подбору дробильно-сортировочного оборудования.

 

 

Среди ключевых спикеров на данную тему выступил директор компании NFLG Алексей Сергеевич Соломатов. В своем докладе «Использование щебня для производства асфальтобетонных смесей. Проблемы и пути решения» ведущий эксперт в области производства дробильно-сортировочной техники, раскрыл главные проблемы, с которыми сталкиваются производители асфальтобетонных смесей.

 

 

Во-первых, в своей презентации Алексей Сергеевич отметил проблему использования щебня, несоответствующего потребностям клиента, новым требованиям и ГОСТам. По мнению эксперта, в настоящее время большинство производителей, работающих на карьерах, выпускают материалы с высокой лещадностью, что вынуждает клиентов самостоятельно выполнять предварительный рассев на более узкие фракции.

 

 

«С каждым годом появляется все больше и больше запросов на оборудование по додроблению до кубовидного щебня и узкой фракции. Избавиться от пылевидных и глинистых включений, доработать гранулометрический состав, разделить щебень на фракции, понизить лещадность — актуальные задачи, которые решают сегодня дорожные организации» –, утверждает Алексей Соломатов.

 

 

Говоря о лещадности, директор NFLG также обозначил, что на данный момент существует большое количество жалоб на работу карьеров, потому что их продукт не соответствует заявленной группе и имеет значительное содержание пластинчатых зерен (лещадность до 15-20%).

 

 

Кроме того, важным фактором, который влияет на эксплуатационные свойства будущих стройматериалов, эксперт выделил использование неравномерных пропорций фракций. В своей речи Алексей Соломатов привел показательный пример:

 

«Мы монтировали асфальтовый завод в 2016 году со своими коллегами из Китая. Было решено в первый бункер засыпать фракцию размером 0-5 мм, во второй 5-10 мм, в третий и четвертый по 10 -15 мм и 15-20 мм соответственно. АБЗ есть предварительная система дозирования на питателях, где каждый размер щебня, который засыпали в холодные бункеры, дозируется со скоростью вращения питателя конвейера. После того, как щебень проходит через грохот и попадает в горячие карманы, материал дозируется уже более точно. Когда мы начали работать с коллегами, мы не могли понять: с одной стороны, питатели настроены для предварительной дозировки, примерно соответствующей нашему процентажу, но с другой стороны, мы получаем разное количество материала. Спустя некоторое время было выяснено, что у клиента нет фракций 5-10 мм, 10-15 мм, 15-20 мм: он засыпает 0-5 мм в первый бункер, а во все остальные три бункера — 5-20 мм из одной кучи, и соответственно, получается в одном бункере в горячих карманах недосып, в другом-пересып. Таким образом, большая погрешность, несоответствие рецепту и увеличение излишков материала негативно влияет на скорость работы завода, на его производительность, на качество выпускаемой продукции».

 

 

К сожалению, сейчас, в 2021 году, несмотря на возможные условия и развитие высоких технологий, некоторые компании по-прежнему не уделяют должного внимания качеству выпускаемого материала и до сих пор игнорируют важность этапа подбора фракций. В настоящее время производители перестают руководствоваться установленными стандартами и поставляют материалы, несоответствующие рецепту.

 

 

Далее в рамках презентации был поднят глобальный вопрос, касающийся правильного хранения инертных материалов.

 

 

По мнению спикера, в Европе и Азии материал хранится под закрытыми навесами или в специальных подземных хранилищах. Алексей Сергеевич выделил, что в Китае большое внимание уделяется вопросам экологии. Все производственные процессы происходят в закрытых и экологически чистых помещениях, что способствует снижению образования выбросов горячего битума и пыли. По такому же принципу спроектированы строения для хранения материалов различных фракций.

 

 

В своем выступлении Алексей Соломатов обратил внимание слушателей на такую проблему как использование материала с высокой влажностью. Докладчик объясняет, что дорожные специалисты в области производства асфальта приобретают щебень, начиная с зимы, что в летний период приводит к подаче сырья в бункеры холодных материалов со льдом. Как одно из основных последствий попадания влаги в рукавные фильтра — это потеря производительности и качества асфальтобетона.

 

 

Далее в презентации была раскрыта тема засорения сит. Специалист рассказал, что в России используются арфообразные сита, которые в свою очередь могут быть поперечными, резиновыми и пластиковыми. На карьерах производится негорячий щебень, который легко подвергается дроблению, а у дорожных специалистов и производителей асфальтобетона используется щебень с температурой от 140 до 170˚C, и в данном случае резиновые и поперечные сита использовать нельзя.

 

 

Что касается металлических сит, их, к сожалению, только начинают производить на территории России. Та продукция, которая существует сейчас, имеет большую погрешность по ячейкам, поэтому использование такого материала приводит к остановке завода и постоянной необходимости очистки сит.

 

 

Кроме того, помимо высокой стоимости данного типа оборудования, срок поставки арфообразных сит измеряется 8 месяцами и выше.  

 

drobilk3 drobilk4

 

Щебень на пути от карьера до АБЗ проходит множество этапов, и на каждом могут возникнуть те или иные сложности. Поэтому важно быть внимательным ко всем уровням производственного процесса и использовать только качественное и инновационное оборудование.

 

 

К сожалению, в России на сегодняшний день существует около 4000 АБЗ, 80% из которых можно назвать устаревшими. Такая же ситуация складывается с дробильно-сортировочным оборудованием.

 

 

Безусловно есть компании, которые перешли на качественные мировые бренды, но большинство организаций по тем или иным причинам делают выбор в пользу устаревших технологий — отечественного оборудования.

 

 

Затрагивая тему додробления, Алексей Сергеевич обозначил, что при стандартном первичном дроблении используются дробильные установки щекового типа, а при последующем применяются роторные или конусные дробилки. Также спикер отметил, что для достижения кубовидности будут использоваться центробежно-ударные дробилки.

 

 

Говоря о дробильной технике центробежного типа, Алексей Сергеевич Соломатов подчеркнул, что данное оборудование было разработано исключительно для производства песка. Но после удачного эксперимента, на установке стали изготавливать кубовидный щебень.

 

 

«В Азии производство асфальта из природного песка запрещено. Чтобы произвести асфальт с добавлением песка, производство материалов происходит на разных предприятиях. Так, изготовление песка будет осуществляться на заводе по производству песка. Как правило, они представляют собой установки, где есть такие же центробежно-ударные дробилки. Там обрабатывается материал и выпускается разных фракций кратно полмиллиметра или даже меньше»—, важным наблюдением поделился Алексей Сергеевич.

 

 

Алексей Соломатов отметил, что оборудование NFLG способно решить все поставленные задачи в подготовке и переработке нерудных материалов и в полной мере удовлетворить потребности дорожно-строительных компаний в производстве необходимых объемов щебня различных фракций.

 

drobilk2 drobilk1

 

Компания NFLG является ведущим мировым производителем полного спектра дробильно-сортировочного оборудования. Стационарные и быстромонтируемые, мобильные на гусеничном ходу дробильно-сортировочные установки широко используются для производства материала узких и широких фракций в соответствии с ГОСТ 32703-201 и с легкостью решают поставленные задачи строительных организаций. В основе оборудования используется более 600 запатентованных инновационных решений и механизмов.

 

 

Дробильно-сортировочные комплексы NFLG обеспечивают эффективное дробление и высокоточную сортировку материала по фракциям без нанесения ущерба окружающей среде.

 

По окончании мероприятия было принято решение о подготовке резолюции, которая будет направлена всем заинтересованным официальным лицам.