Способы подачи адгезионных добавок в битум при производстве асфальтобетонных смесей

Способы подачи адгезионных добавок в битум на АБЗ

Если опросить специалистов дорожно-строительной отрасли на тему самых важных характеристик асфальтобетонной смеси и асфальтобетона, то в полученном списке одной из первых будет указана адгезия — то есть сцепление — битума с минеральными материалами. От того, насколько высокая молекулярная связь образуется между вяжущим и щебнем, зависят водостойкость, трещиностойкость, морозостойкость и другие свойства уплотненного асфальта, а значит и долговечность дорожного полотна.

Прямая зависимость между уровнем сцепления вяжущего с минеральной частью смеси и сроком службы асфальтобетона, определила использование в работе производственных предприятий специальных адгезионных добавок для битума. Чаще всего они представляют собой жидкие поверхностно-активные вещества (ПАВ) — катионного, анионного или амфотерного типа.

Катионные вещества применяют тогда, когда в качестве инертного материала выступает щебень, полученный из кислых горных пород, например гранит. Вещества анионного типа используют при работе с основными горными породами: габбро, диабазом, базальтом, и другими. Третий тип — амфотерные ПАВ — сочетают в себе преимущества катионных и анионных добавок, то есть обеспечивают высокий уровень адгезии битума как с кислыми, так и с основными горными породами.

Для того, чтобы в процессе производства асфальта битум увеличил связь с минеральными материалами, но при этом сохранил свои физико-химические свойства, ПАВ добавляют в небольшом количестве — до 1,5% от массы вяжущего. При этом однородность модифицированного битума, необходимую для производства смеси высокого качества, можно достичь несколькими способами, каждый из которых находит свое применение на предприятиях того или иного уровня.
 

Установка для подачи ПАВ в битумопровод Дополнительное оборудование для асфальтобетонного завода NFLG

 
Все способы подачи адгезионных добавок в битум имеют несколько общих признаков. Во-первых, точное количество веществ, необходимых для получения модифицированного битума соответствующего качества, определяют путем предварительных лабораторных испытаний для конкретного рецепта асфальтобетонной смеси. Во-вторых, перед смешиванием ПАВ и вяжущее нагревают: температура битума, в зависимости от производимого вида асфальта, в среднем должна находиться в районе 150‒160 °C, температура добавок — от 20 до 80 °C. В-третьих, основным оборудованием, отмеряющим необходимый объем химических веществ для добавления в вяжущее, практически в каждом способе подачи является дозирующий насос, в качестве которого может служить, например, шестеренный насос с регулятором частоты.

 

Основными способами подачи адгезионных присадок в битум являются:

  • Введение ПАВ в расходную битумную емкость одновременно с загрузкой нового битума. В этом случае однородность состава достигают путем дальнейшего неоднократного прохождения модифицированного нефтепродукта по циркуляционному контуру — трубопроводу, образующему замкнутую систему. После завершения нескольких кругов горячее вяжущее с добавками подают в смеситель.
 
  • Введение ПАВ в расходную битумную емкость. В этом случае, как и в первом варианте, для достижения однородности модифицированного вяжущего, его прогоняют по циркуляционному контуру, или перемешивают от 30 до 60 минут специальными лопастями, установленными в емкости. Стоит отметить, что в некоторых стандартах организации (СТО) и методических рекомендациях производителей добавок указано, что при использовании данного способа подачи веществ в битум, возможна также ручная загрузка.
 
  • Введение ПАВ в циркуляционный контур через отдельный трубопровод. При таком варианте подачи адгезионных присадок в битум, однородность состава получают также, как и в двух предыдущих случаях — путем прохождения модифицированного вяжущего по замкнутой системе, включающей расходную битумную емкость.
 
  • Введение ПАВ в битумопровод — путем впрыска жидких веществ через форсунку. Этот способ является самым прогрессивным, так как не требует дополнительной циркуляции модифицированного состава, снижая потребность предприятия в установке дополнительных узлов. При использовании данного метода на битумопровод может быть установлен специальный статический смеситель, дополнительно перемешивающий вяжущее с присадками перед подачей полученного состава в дозатор битума.

Практически все производители адгезионных добавок при описании способа введения ПАВ — в расходную емкость — рекомендуют подавать вещества под давлением в нижний слой битума. Такой подход способствует обеспечению равномерного распределения присадки во всем объеме вяжущего при дальнейших процессах циркуляции или перемешивания с помощью лопастей.

 

Современные установки для подачи адгезионных добавок в битум

Установки для подачи адгезионных добавок в битум позволяют реализовать свое назначение в разных вариациях, но самые современные из них характеризуются выбором наиболее эффективного способа — впрыска предварительно нагретого вещества в битумопровод.

Установки для подачи адгезионных добавок разных производителей схожи между собой по устройству. Каждое обязательно состоит из утепленной емкости с подогревом объемом от 280 до 1000 литров, насосной установки, системы трубопроводов, датчиков, запорной арматуры, предохранительного клапана, блока управления и электрошкафа, в некоторых моделях — статического смесителя, который монтируют перед дозатором битума на трубопровод.

Принцип работы оборудования для подачи адгезионных добавок следующий: ПАВ из бочек перекачивают в утепленную емкость и нагревают. После это включается дозирующий насос, настройку работы которого осуществляют опытным путем, увеличивая или уменьшая частоту вращения электродвигателя с помощью преобразователя частоты. По предварительно рассчитанному времени, которое указывают в блоке управления, жидкие вещества в необходимом количестве поступают в битумопровод через форсунку. При этом начало впрыска ПАВ должно совпадать с началом подачи вяжущего в дозатор битума, а вот время окончания впрыска всегда должно быть меньше на 10‒30%, чем время подачи нефтепродукта, — это способствует равномерному распределению вещества в битуме. После выгрузки модифицированного вяжущего в смеситель, цикл повторяется.

Автоматическая установка адгезионных добавок ZSTR от компании NFLG, в сравнении с оборудованием других производителей, имеет два существенных отличия.
 

Асфальтовый завод NFLG с битумным хозяйством  Асфальтобетонный завод NFLG в Шатках

 
Во-первых, контроль и корректировка работы установки осуществляется не из шкафа управления, расположенного на улице, а из системы управления АБЗ NFLG. Это гарантирует оператору уверенность в стабильности выполняемых технологических процессов в каждый момент времени; помогает быстро внести изменения в настройки установки при корректировке рецептуры асфальтобетонной смеси; способствует удобному отключению подачи ПАВ, не выходя из кабины оператора.

Во-вторых, установка ZSTR оборудована не только дозирующим насосом, но и небольшим переходным бункером, оснащенным тензодатчиком. Он позволяет оператору получить точную массу дозируемого материала, и подать на битумопровод необходимое количество присадки в соответствии с лабораторными расчетами. Такой подход — надежный контроль за расходом ПАВ вне зависимости от плотности вещества; снижение расходов организации на приобретение адгезионных добавок за счет более точного учета используемого сырья; увеличение качества выпускаемой асфальтобетонной смеси.

Лучший вариант для расположения ZSTR — этаж башни асфальтобетонного завода. Это помогает снизить время на подачу добавки в битумопровод, а также экономит свободное место на площадке.

Если ваше предприятие планирует купить новую или заменить старую линию дозирования адгезионных добавок в битум при выпуске смесей, то обратите внимание на установку ZSTR — мы можем установить ее на любой асфальтобетонный завод — отечественных или зарубежных производителей.

Для получения более подробной информации позвоните по телефону 8 (800) 555-73-40, напишите в чате или отправьте запрос на почту sale@nflg.ru

Универсальная установка адгезионных добавок ZSTR — надежный спутник вашего асфальтобетонного завода на весь срок эксплуатации оборудования.

← Предыдущая Следующая →