Асфальтовая крошка: получение, применение, ГОСТы
Применение асфальтовой крошки в дорожном строительстве
Некоторые технологии, внедренные в дорожно-строительную отрасль, помогают выпускать продукцию высокого качества, другие несут экономические выгоды, третьи — способствуют защите окружающей среды. Применение асфальтовой крошки в деятельности производственного предприятия гарантирует получение всех перечисленных выше плюсов, используя при этом, казалось бы, уже непригодное для дальнейшего использования дорожное полотно.
Асфальтовая крошка, она же асфальтогранулят — это измельченный асфальтобетон, в основном отсортированный по фракциям. Этот материал состоит из разных компонентов: щебня или гравия, песка, битума и других добавок. Такой состав определил популярность асфальтовой крошки как среди компаний, осуществляющих обслуживание и строительство дорог, так и среди частных лиц, которые создают на своих загородных участках пешеходные дорожки или прочное покрытие для парковки автомобиля.
Получение асфальтогранулята
Асфальтогранулят получают двумя основными способами. В первом случае фрезерная машина медленно движется по дороге и срезает слой асфальта. Полученная в результате измельчения полотна асфальтовая крошка попадает на конвейер и выгружается в кузов впереди идущего грузового транспорта. Во-втором случае дорожное покрытие демонтируют: либо вручную с помощью отбойных молотков или гидроклинового оборудования, либо экскаватором с гидромолотом. При таком варианте полученный лом загружают в грузовой транспорт и транспортируют на производственную базу, где его измельчают на дробильных установках и подают на виброгрохот, который разделяет асфальтогранулят на разные фракции.
Конечно, асфальтовая крошка неизбежно образуется как во время дорожно-строительных работ в виде остатков, так и во время приготовления смеси на асфальтобетонном заводе, например, в виде бракованной продукции. Но полученный таким образом асфальтогранулят составляет незначительный объем для любого производственного предприятия.
Применение асфальтовой крошки
Огромная сеть дорог в нашей стране требует постоянного обслуживания, включая капитальный ремонт, при котором образуется большое количество остатков асфальтобетона. Если еще пару десятилетий назад лом относили только к отходам, то уже сегодня асфальтовая крошка пользуется широкой популярностью у предприятий дорожно-строительной отрасли разного уровня. Основные причины — значительное сохранение свойств компонентов асфальтобетона, из которого получен асфальтогранулят; вторичное использование материала, что положительно сказывается на экологии; высокий спрос на такой материал; возможность применения асфальтовой крошки в установках ресайклинга для приготовления новой смеси.
На рынке строительной продукции асфальтогранулят имеет самую низкую стоимость из всех материалов, подходящих для отсыпки покрытия под транспорт. К примеру, небольшая компания в Ленинградской области реализует эту продукцию по цене от 550 руб/м3. Для сравнения: здесь же стоимость гранитного щебня фракции 20—40 мм составляет от 650 руб/м3, фракции 5—10 мм — от 1100 руб/м3. И это при том, что асфальтовая крошка содержит в себе не только щебень и песок, но и битум, добавки, которые способствуют дополнительному укреплению состава при уплотнении, а также положительно влияют на свойства полученного слоя.
Конечно, цена материала в зависимости от региона может быть разной, но в целом — асфальтогранулят всегда дешевле щебня или гравия, и тем более, готовой асфальтобетонной смеси. Малая стоимость измельченного дорожного покрытия привлекает организации, которые хотят сэкономить, но при этом приобрести прочный материал для покрытия дорог и площадок, не предназначенных для интенсивного движения транспорта. Так, асфальтовую крошку активно используют при строительстве парковок, дорог в садоводствах, площадок возле частных домов, велосипедных дорожек, временных дорог при реализации новых объектов.
Дорожные предприятия применяют асфальтогранулят при обслуживании дорог для ремонта, а также в строительстве — для укрепления обочин трасс, приготовления органоминеральных смесей при устройстве конструктивных слоев дорожных одежд, расклинцовки щебня при создании слоя основания.
При наличии у компании установки ресайклинга, асфальтовая крошка становится частью новой асфальтобетонной смеси. В этом случае RAP-материал, то есть уже подготовленный (отсортированный) для добавления в технологический процесс асфальтогранулят, принудительно смешивают с горячими компонентами нового состава. При холодном ресайклинге RAP подают в промежуточный бункер или сразу отправляют в смеситель, а при горячем — предварительно нагревают в отдельном сушильном барабане, а уже после — подают в бункер или сразу в смеситель. Такой подход, за счет возможности использования большого объема асфальтовой крошки, значительно снижает себестоимость готовой продукции.
К примеру, установки холодного ресайклинга от компании NFLG, производительностью от 16 до 96 т/ч, позволяют добавлять до 45% асфальтогранулята, а установки горячего ресайклинга, производительностью от 60 до 200 т/ч — до 90%. При этом каждый тип оборудования совместим для работы не только с асфальтобетонными заводами компании NFLG, но и другим оборудованием зарубежных производителей смесительной техники.
ГОСТы на асфальтогранулят
Для работы с асфальтовой крошкой в дорожно-строительной сфере используют два основных ГОСТа. Первый распространяется на гранулят старого асфальтобетона, который применяется при строительстве и ремонте дорог, а второй — на RAP-материал, предназначенный для приготовления новой асфальтобетонной смеси. Помимо технических требований, оба стандарта устанавливают ряд требований к безопасности окружающей среды, приемке материала, методам контроля, условиям хранения.
- ГОСТ Р 55052-2012 «Гранулят старого асфальтобетона. Технические условия»;
- ГОСТ Р 59118.1-2020 «Дороги автомобильные общего пользования. Переработанный асфальтобетон (RAP). Технические условия».
Также могут быть полезны отраслевые методические документы, которые носят рекомендательный характер. Например, при добавлении асфальтовой крошки в органоминеральную смесь — ОДМ 218.3.084-2020 «Рекомендации по приготовлению и применению органоминеральных смесей при устройстве конструктивных слоев дорожных одежд капитального и облегченного типа», а также ОДМ 218.6.1.005-2021 «Методические рекомендации по восстановлению асфальтобетонных покрытий и оснований автомобильных дорог методом холодной регенерации» — при эксплуатации специальной техники рециклинга на месте проведения дорожных работ.
Если ваше предприятие планирует использовать асфальтовую крошку в своей деятельности, например, при строительстве дорог или реализации другим компаниям, то обратите внимание на оборудование компании NFLG. Мы поставляем универсальные установки серии PSL, а также модель RAPR120, которые измельчают и сортируют асфальтогранулят. Если же вы рассматриваете установку для использования RAP-материала в процессе приготовления новой асфальтобетонной смеси, то для этого отлично подойдут серии C-Cold — для холодного ресайклинга и CR — для горячего ресайклинга. Они характеризуются автоматизированной системой управления, технологиями энергосбережения, устройствами защиты окружающей среды и повышенным качеством готовой продукции.
Для того, чтобы сделать первый шаг к производству замкнутого цикла позвоните нам по телефону 8 (800) 555-73-40, напишите в чате или отправьте запрос на sale@nflg.ru. Наши специалисты помогут подобрать подходящий вариант техники для решения поставленных задач, расскажут об условиях поставки и составят индивидуальное ценовое предложение.
Оборудование от компании NFLG — ваш верный помощник для надежной работы с асфальтовой крошкой.