История производства асфальта

← Предыдущая Следующая →

История развития производства асфальтобетонной смеси 

 
История развития производства асфальтобетонной смеси неразрывно связана с необходимостью создания дорог высокого качества. Конечно, процесс этот шел постепенно и начался более двухсот лет назад, когда для строительства дорог начали использовать природный битум.

Cо времен Римской империи до 30 годов XIX века дороги Европы строили без использования асфальта. В то время в качестве основных материалов для создания прочного основания для движения повозок с лошадьми использовали камни, песок, гравий, бревна, доски, кирпичи, а также известково-песчаный раствор.

Первыми вяжущими компонентами при устройстве тротуаров, площадей и дорог, стали каменноугольная смола и природный битум, который добывали в шахтах Франции и Швейцарии, а также привозили с одного из крупнейшего месторождения — острова Тринидад, расположенного у северо-восточных берегов Южной Америки.

Сначала асфальт — по названию Асфальтового моря, где еще в древние века на поверхность всплывали куски природного битума, использовали только для создания верхнего слоя тротуаров и дорог. Его нагревали в специальных печах, установленных возле места укладки, выравнивали на подготовленной поверхности и раскатывали вручную.

Новый подход к строительству нравился горожанам. Во-первых, передвигаться по такой дороге было комфортно не только в повозке, но и пешком; во-вторых, асфальт поглощал звук удара подков лошадей, что радовало жителей домов, возле которых проходила дорога; в-третьих, природный битум пылил значительно меньше по сравнению улицами вымощенными брусчаткой или булыжником.

 

Первый асфальтный завод в России

Первое упоминание об использовании асфальта в России относится к лету 1839 года. Тогда в Санкт-Петербурге под руководством инженера Ивана Федоровича Буттаца на дорожку, уложенную кирпичом, рабочие вылили разогретую смесь природного битума с гранитной крошкой.

Результат превзошел все ожидания и уже в следующем году такую технологию использовали для укладки тротуара и части дамбы Тучкова моста. К сожалению, высокая стоимость заграничного асфальта препятствовала применению этого материала в строительстве, поэтому работа по заливке улиц «инновационным» составом велась очень медленно.

В 1873 году усилиями Ивана Федоровича неподалеку от Сызрани был запущен первый в России асфальтный завод. Расположение установки было выбрано не случайно: на берегах Волги обнаружили большие залежи природного битума. На территории завода добытое сырьё варили в железных полуцилиндрических котлах, в которые высыпали в определенном количестве тонкоизмельченный известняк.

После кипячения и перемешивания полученную смесь выливали в специальные формы, получая таким образом асфальтовую мастику в виде плит весом около 33 кг. Уже в 1876 году продукцией, произведенной на сызранском заводе, была залита Тверская улица в Москве. Стоимость асфальтового покрытия до сих пор оставалась высокой, поэтому строительство дорог из этого материала велось выборочно.

 

_1_Залитый сызранский асфальт на Тверской улице.  1876 году

 

Первые заводы для производства асфальтобетонной смеси

Первые установки, смешивающие битум с инертными материалами, были запатентованы и выпущены в США в конце XIX — начале XX века. Так, в 1901 году компания Warren Brothers в Кембридже (штат Массачусетс) построила первую асфальтобетонную установку, представляющую собой телегу, на которой размещались нагреватель битума и бетономешалка, адаптированная под использование горячей смеси.

Полученный в результате перемешивания состав назывался «битулитом» и содержал около 6% битума, а также минеральный заполнитель с размером фракций от 0 до 75 мм.

 

_2_Первый патент на асфальтосмесительную установку

 

Асфальтобетонные мобильные установки активно использовались в США с 1910 года, создавая различные виды смеси по запатентованным рецептурам. Так, популярными торговыми марками асфальта в то время являлись Bitulithic, Wilite, Romanite, National Pavement, Imperial, Indurite и Macasphalt.

Жесткая конкуренция среди производителей позволила правительству установить высокие требования к качеству материалов, применяемых для создания дорог, а также определить 15-летний срок гарантии на дорожное полотно.

 

_3_Прим асфальтосмесительной установки 1908 года.

 

В России до 1929 года дороги из асфальтобетона практически не строились, за исключением нескольких опытов. К примеру, в 1928 году на участке Волоколамского шоссе под Москвой был использован холодный асфальт «дамман», привезенный из Германии.

Дамман-асфальт вырабатывался с применением шлаков доменных печей: сначала шлаки дробились, растирались, высушивались и в горячем состоянии смешивались с битумом или каменноугольной смолой. Укладка такого материала осуществлялась толщиной 7,5 см на щебеночное основание или бетонные плиты.

 

_4_Укладка холодного асфальта в Москве. 1932 год.

 

В августе 1932 года в Москве был запущен в эксплуатацию первый стационарный завод для приготовления холодного асфальта. Согласно предварительно проведенным испытаниям дамман-асфальта, необходимым компонентом для производства дорог высокого качества являлся известняк крупностью зерна от 0 до 30 мм. Получение смеси с таким минеральным составом происходило следующим образом: c начала инертный материал измельчался в дробилках Блэка, затем отправлялся в сушильный барабан, где подогревался до температуры 100-120°C, а оттуда поступал в бункер.

После этого компонент отправлялся в шаровую мельницу Мюллера, а оттуда — снова в бункер и далее в смеситель, где перемешивался с битумом с добавкой 20-25% антраценового масла. Готовая продукция хранилась на складе под навесом, откуда в холодном состоянии транспортировалась до места строительства дорог.

Тогда практически все необходимое промышленное оборудование и дорожная техника поставлялась из-за рубежа: из США, Германии и Англии. Для руководства страны плюсы строительства дорог c применением асфальтобетонной смеси были очевидны, но финансовые ограничения и недостаток результатов лабораторных испытаний битума, в том числе нефтяного, сдерживали качественный рост объема дорог из асфальтобетона.

Тем более, что используемые за границей рецептуры смеси не подходили под суровые климатические условия России.

Год за годом мировые производители асфальтобетонных заводов улучшали узлы и агрегаты, развивалась технология производства готовой продукции, повышался уровень знаний о компонентах смеси, — все это привело к созданию нового экологичного оборудования для создания гомогенного состава. Так, в 1999 году была выпущена первая асфальтосмесительная установка NFLG, разработанная в Китае.

 

первая асфальтосмесительная установка NFLG

 

Асфальтобетонный завод сегодня

Асфальтобетонный завод NFLG — это технологичное оборудование, способное в автоматическим режиме производить различные типы смесей высокого качества.

Cовременная установка состоит из следующих агрегатов: бункеров инертных материалов, конвейеров, сушильного барабана, горелки, элеватора, виброгрохота, бункеров горячих материалов, блока дозаторов, агрегата минерального порошка и пыли, битумного хозяйства, смесителя, агрегата готовой смеси, блока рукавных фильтров, а также кабины оператора, откуда осуществляется управление заводом.   

Флагманские установки компании NFLG — это модели серии Pioneer производительностью от 120 до 600 т/ч. Надежность и долговечность работы узлов и агрегатов заводов Pioneer гарантируют комплектующие ведущих мировых поставщиков: литье AB Bruzaholms Bruk (Швеция), мотор-редукторы SEW-Eurodrive (Германия), вибрационное и транспортировочное оборудование WAM (Италия), частотные преобразователи ABB (Швейцария), пневматическое оборудование Festo (Германия) и IMI Norgren (США), датчики Omron (Япония), вибраторы OLI (Италия), промышленные контроллеры Siemens (Германия) и электронные компоненты Schneider Electric (Франция).

За экологическую безопасность установок отвечает двухэтапная система очистки отходящих газов, состоящая из блока предварительной очистки и блока рукавных фильтров. Материал рукавов — огнестойкая ткань Nomex (США). Такая система очистки газодымового потока демонстрирует высокую эффективность, равную 99,98%.  

 

АБЗ NFLG Pioneer

 

В 2021 году модель Pioneer 4500 получила наивысшую награду конкурса «Инновации в строительной отрасли» в номинации «Асфальтосмесительная установка года» на выставке CTT bauma, ежегодно проходящей в Москве. Этот факт подтвердил лидирующую позицию компании NFLG в направлении производства современного оборудования для дорожно-строительной отрасли.

Оборудование NFLG — это яркий пример высокого уровня развития производства асфальтобетонной смеси.