Контроль качества асфальтобетонной смеси

Контроль качества асфальтобетонной смеси

 

По данным доклада Министерства транспорта РФ, опубликованного в ноябре 2022 года, средняя стоимость строительства одного километра одной полосы движения — среди дорог общего пользования всех категорий, введенных в эксплуатацию в 2021 году — составила 81 656 330 рублей. При таких объемах инвестирования бюджетных средств в развитие транспортной инфраструктуры, контроль качества асфальтобетонных смесей, как со стороны подрядчика, так и со стороны заказчика, является обязательным условием для успешного выполнения государственных контрактов.

Асфальтобетонные смеси, используемые в качестве слоев основания и покрытия дорожных одежд при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте дорог, должны отвечать требованиям проектной документации и актуальных ГОСТов на применяемые материалы. Так, качество асфальта выражается соответствием показателей его свойств нормам отраслевых и национальных стандартов.

Показатели свойств асфальтобетонной смеси определяют в испытательных центрах, которые при выполнении крупных проектов в обязательном порядке должны быть задействованы для работы как у подрядчика, так и у заказчика: в виде собственных или сторонних лабораторий, имеющих аттестат аккредитации. При этом большую роль в достижении высокого качества готовой продукции играет заводская лаборатория, которую располагают на территории АБЗ, — она позволяет предприятиям оперативно осуществлять входной, приемо-сдаточный, периодический и операционный контроль, и быстро реагировать на изменение тех или иных производственных параметров.

Сегодня ключевые испытания асфальтобетонной смеси проводят на трех основных этапах — во время проектирования состава, во время производства продукции на АБЗ, при укладке материала. Об этом говорят схемы лабораторного контроля качества, указанные как рекомендованные в пособиях по контролю качества при производстве дорожно-строительных работ, стандартах различных организаций, отраслевых методических документах, например ОДМ 218.4.031-2016 «Рекомендации по организации и проведению ведомственного контроля (мониторинга) качества при выполнении дорожных работ на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения».
 
 
Контроль качества асфальтобетонной смеси при укладке
 

 

Контроль качества асфальтобетонной смеси при проектировании состава

Первый контроль качества асфальтобетонной смеси происходит на этапе ее проектирования. Сначала специалисты лаборатории по предварительно рассчитанным рецептам создают пробные варианты смесей, формируют образцы и проводят их испытания. При соответствии показателей свойств одного из тестовых образцов требованиям стандартов на выпускаемую смесь, подходящий состав используют в качестве основного и воспроизводят запроектированный вариант непосредственно на асфальтосмесительной установке. После этого лаборанты осуществляют отбор проб асфальта и проводят окончательные испытания.

К примеру, по ОДМ 218.4.036-2022 «Методические рекомендации по приготовлению асфальтобетонных смесей, их укладке, а также приемке выполненных работ по системе объемно-функционального проектирования», специалисты лаборатории испытывают пробы на соответствие требованиям основных стандартов, в данном случае на асфальт «Superpave», по следующим характеристикам:

 

  • составу
  • содержанию воздушных пустот
  • отношению пыль/вяжущее
  • содержанию пустот в минеральном заполнителе
  • содержанию пустот, наполненных битумным вяжущим
  • глубине колеи или числу пластичности
  • стеканию вяжущего — для щебеночно-мастичных асфальтобетонных смесей

 

Если результаты испытаний не удовлетворяют требования стандартов, то рецепт или параметры работы оборудования корректируют и смесь выпускают снова; если показатели свойств продукции выполняют требования ГОСТов, то специалисты лаборатории заполняют официальный бланк «Рецепт асфальтобетонной смеси», в котором указаны применяемые материалы, общий и зерновой составы асфальта, его физико-механические свойства, и утверждают его с заказчиком.

Для достижения соответствующих показателей свойств асфальта — объемных, физико-механических, эксплуатационных — необходимо чтобы каждый компонент смеси — песок, щебень, битум, минеральный порошок, и при использовании добавки — прошел входной контроль качества, а температура готовой продукции, в данном случае горячей, постоянно находилась под наблюдением сотрудников предприятия — на выходе из смесителя, в кузове грузового транспорта по приезду на объект, в асфальтоукладчике, в уложенном слое сразу после прохода катков.
 

Контроль качества асфальтобетонной смеси при проектировании состава

 

Контроль качества асфальтобетонной смеси при производстве на АБЗ

Контроль качества асфальтобетонной смеси при производстве на АБЗ реализуют за счет проведения приемо-сдаточных и периодических испытаний. В первом случае необходимое количество проб отбирают каждую партию, а во-втором — при замене одного из компонентов смеси или не реже одного раза в месяц — при выпуске «старого» вида асфальта по стандартам 9128-2013 и 31015-2002; не реже одного раза в 15 дней — для «новых» видов смесей — «Superpave» и «Евроасфальт» — по стандартам серий 58401 и 58406.

Для минимизации погрешностей пробы отбирают не ранее чем через 30 минут после начала работы установки: непосредственно из смесителя после его полной остановки или на этапе выгрузки готовой продукции — из кузова автосамосвала, скипового подъемника, конвейерной ленты (при работе на АБЗ непрерывного действия), при подаче в мобильный или стационарный кохер (для литой смеси).
 

Новый вид асфальтобетонных смесей «Superpave» и «Евроасфальт» Приемо-сдаточные и периодические испытания смеси для строительства асфальтовых дорог

 

Испытания асфальтобетонных смесей, созданных по ГОСТ 9128-2013 или ГОСТ 31015-2002

При приемо-сдаточных испытаниях «классического» асфальта специалисты лаборатории определяют:

  • температуру отгружаемой смеси
  • зерновой состав минеральной части смеси
  • содержание вяжущего
  • водонасыщение
  • предел прочности при сжатии при температуре 50 °C, 20 °C и водостойкость — для горячих смесей
  • предел прочности при сжатии при температуре 20 °C, в том числе в водонасыщенном состоянии, и слеживаемость — для холодных смесей
  • предел прочности при сжатии при 0 °C и глубину вдавливания штампа при 50 °C — для полимерасфальтобетонных смесей
  • предел прочности при сжатии при температуре 50 °C, а также устойчивость к расслаиванию по показателю стекания вяжущего — для щебеночно-мастичных асфальтобетонных смесей (ЩМАС)

 

При периодических испытаниях устанавливают: 

  • пористость минеральной части
  • остаточную пористость
  • водостойкость при длительном насыщении
  • сцепление битума с минеральной частью
  • показатели сдвигоустойчивости и трещиностойкости
  • однородность смеси
  • предел прочности при сжатии при температуре 0 °C
  • предел прочности при сжатии при температуре 20 °C после прогрева и после длительного водонасыщения — для холодных смесей
  • температуру трещиностойкости и усталостную прочность — для полимерасфальтобетонных смесей
  • предел прочности при сжатии при температуре при 20 °C, коэффициент внутреннего трения и сцепление при сдвиге при температуре 50 °C, предел прочности на растяжение при расколе при температуре 0 °C — для ЩМАС

 

Методы испытаний «классических» асфальтобетонных смесей описаны в стандарте ГОСТ 12801-98 «Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства. Методы испытаний».

Отдельно стоить отметить, что в ближайшем будущем производство таких видов смесей в России будет закончено: в соответствии с приказом Росстандарта от 31.05.2023 года № 360-ст, применение ГОСТов 9128-2013 и 31015-2002 на территории РФ завершается 1 июня 2024 года.

 

Испытания асфальтобетонных смесей  «Superpave» 

При приемо-сдаточных испытаниях асфальтобетонных смесей «Superpave» специалисты лаборатории определяют:

  • температуру отгружаемой смеси
  • гранулометрический состав минеральной части смеси
  • содержание битумного вяжущего
  • объемную плотность
  • максимальную плотность
  • содержание воздушных пустот
  • стекание битумного вяжущего — для ЩМАС

 

При периодических испытаниях асфальтобетонных смесей «Superpave» устанавливают:

  • гранулометрический состав минеральной части смеси
  • содержание битумного вяжущего
  • содержание воздушных пустот
  • содержание пустот в минеральном заполнителе
  • содержание пустот, наполненных битумным вяжущим — только для асфальтобетонных смесей, не включающих в себя ЩМАС
  • стойкость к колееобразованию по показателям глубина колеи или число текучести
  • устойчивость к расслаиванию по стеканию вяжущего — для ЩМАС
  • коэффициент водостойкости

 

Предельно допустимые отклонения фактических показателей, полученных по результатам испытаний образцов, от указанных в утвержденном рецепте, можно найти в документе ГОСТ Р 58401.5-2019 «Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Система объемно-функционального проектирования. Правила приемки».

Методы испытаний асфальтобетонных смесей «Superpave» указаны в соответствующих разделах в стандартах на данный вид асфальта — ГОСТ Р 58401.1-2019 и ГОСТ Р 58401.2-2019.

 

Испытания асфальтобетонных смесей  «Евроасфальт» 

При приемо-сдаточных испытаниях асфальтобетонных смесей «Евроасфальт» специалисты лаборатории определяют:

  • температуру отгружаемой смеси
  • зерновой состав смеси
  • количество вяжущего
  • объемную плотность
  • максимальную плотность
  • содержание воздушных пустот
  • стекание битумного вяжущего — для ЩМАС

 

При периодических испытаниях асфальтобетонных смесей «Евроасфальт» устанавливают:

  • содержание пустот в минеральном заполнителе
  • содержание пустот, наполненных битумным вяжущим — только для асфальтобетонных смесей, не включающих в себя ЩМАС
  • среднюю глубину колею
  • коэффициент водостойкости

 

Более того, в проектную или контрактную документацию могут быть включены и другие характеристики асфальта, например предел прочности на растяжение при изгибе, предельная относительная деформация растяжения, истираемость, остаточная прочность после воздействия реагентов, коэффициент длительной водостойкости, — последние три параметра определяют только при подборе состава асфальта.

Предельно допустимые отклонения показателей, полученных во время испытаний образцов, от указанных в утвержденном рецепте, а также методы испытаний для асфальтобетонных смесей «Евроасфальт» сформулированы в стандартах на данный вид асфальта — ГОСТ Р 58406.2-2020 и ГОСТ Р 58406.1-2020.

По результатам приемо-сдаточных и периодических испытаний специалисты лаборатории составляют паспорт о качестве для каждой партии, в котором зафиксированы показатели объемных, физико-механических и эксплуатационных свойств испытанной асфальтобетонной смеси.

 

Контроль качества асфальтобетонной смеси при укладке

Когда речь заходит о контроле качества асфальта непосредственно на объекте, то чаще всего говорят о взятии проб для проведения испытаний из уже уложенной и уплотненной смеси — в виде вырубок прямоугольной формы или высверленных цилиндрических кернов, которые рекомендуют отбирать не ранее чем через 24 часа с момента уплотнения материала и не позже открытия движения — при строительстве и реконструкции дорог; не позднее 14 дней с момента открытия движения — при капитальном ремонте и ремонте объекта транспортной инфраструктуры.

При таком подходе для определения показателей свойств асфальта в лабораториях не формируют новые образцы на уплотнителе, а используют готовые вырубки или керны, полученные из покрытия, а значит процесс испытаний таких образцов сложно отнести непосредственно к теме контроля качества асфальтобетонной смеси.

При поставках горячего асфальта на объект его качество прежде всего оценивают визуально: материал должен быть однороден и иметь блеск, в составе не должно быть посторонних предметов, смесь не должна выгружаться комками. Обязательным условием контроля качества горячей асфальтобетонной смеси является замер температуры в каждом грузовом транспорте, которая должна соответствовать нормам ГОСТа на данный вид смеси и сводам правил, относящимся к производству дорожно-строительных работ.

Стоит отметить, что заказчик или его представитель может в любой момент отобрать пробы асфальтобетонной смеси для проведения испытаний в своей лаборатории: во время выпуска состава на АБЗ, перед укладкой материала — из бункера асфальтоукладчика, и в других местах. В случае несоответствия показателей свойств отобранных образцов нормативным требованиям, подрядчику выдается предписание об устранении нарушений. В такой ситуации исполнитель обязан прекратить поставку на объект используемой асфальтобетонной смеси, а также устранить все замечания и организовать проведение контрольной проверки.

Если ваше предприятие ищет надежное оборудование для выпуска асфальтобетонных смесей высокого качества, то обратите внимание на АБЗ от компании NFLG производительностью до 600 т/ч.

Наши установки оснащены системами безопасности для комфортной работы сотрудников предприятия с каждым агрегатом, в том числе смесителем; широкими лестницами; пробоотборными люками, разработанными специально для сотрудников лаборатории; системой реверса — для быстрой очистки бункеров инертных материалов и оперативной смены рецепта; интуитивно понятной системой управления, позволяющей формировать различные отчеты; и многим другим.

С оборудованием от компании NFLG вы можете быть уверены в успешной реализации проектов и сдаче объектов точно в срок.

← Предыдущая Следующая →