Этапы контроля качества дорог

← Предыдущая Следующая →

Контроль качества дорог

 
Между контролем качества дорог и их долговечностью существует прямая зависимость. Для того, чтобы новое дорожное полотно прослужило без ремонта столько, сколько это регламентировано стандартами, во время строительства сотрудники подрядной организации и представители заказчика обращают внимание как на уровень выполненных работ, так и на качество используемых технологий и материалов.

Таким образом, контроль качества дорог осуществляют в течение всего срока реализации дорожного проекта: перед началом работ, во время их проведения и по завершению. Это определило разделение контроля качества на входной, операционный и приемочный. Каждый этап проверки важен и требует отдельного участия специалистов не столько со стороны заказчика, сколько со стороны подрядной организации и лаборатории. Ведь от того, какими физико-механическими свойствами будут обладать слои основания и покрытия дорожной одежды, и от того, насколько профессионально будет выполнен тот или иной вид работ, зависит размер дохода компании, ее деловая репутация и уровень доверия генерального подрядчика.

 

10-06-2022-Р-217 Кавказ обход Пятигорска 10-06-2022-Р-92 Калужская область ( 1) (1)

 

Первым шагом к созданию долговечных дорог служат точно проведенные изыскательские работы, правильно составленная проектно-техническая документация, грамотно выстроенный менеджмент, а также рационально подобранные рецепты смесей, — все это является основой для успешного прохождения объекта по трем этапам контроля качества.

 

Входной контроль качества 

Входной контроль подразумевает проверку строительных материалов перед производством работ. Он представляет собой визуальный осмотр поступающего на объект сырья, а также сверку данных, указанных в технической документации с накладными при поставках песка, щебня, битума и других органических и неорганических ресурсов. Асфальтобетонным смесям уделяют особое внимание: в паспорте-накладной проверяют вид, марку и тип асфальта, температуру смеси при отпуске с завода, время отгрузки и другую информацию.

 

press_r_E5D67A15-6E91-4DC4-BBA3-F28B0B2D96B6-fc83ec723c0ea1078377d54498bf7ff3e

 

Так как горячий асфальт в начале выполнения работ должен иметь температуру не ниже 100 °С, то при его приемке обязательно используют термометр. Если асфальтобетонная смесь не имеет блеска, в ней преобладает коричневый цвет, видны явные признаки отделения щебня от битума, в кузове автомобиля присутствуют посторонние материалы, состав неоднороден или выгружается в виде больших комков, — все это говорит о плохом качестве сырья, а значит — он не проходит визуальную проверку и не используется в качестве слоев дорожного полотна.

При входном контроле заказчик или его представители могут в любой момент, предварительно оповестив об этом подрядную организацию, проверить используемые в работе материалы путем визуального, регистрационного или измерительного (в том числе лабораторного) метода, посетив для этого строящийся объект, склады, или завод, где выпускают асфальтобетонную смесь.

 

Операционный контроль качества

Операционный контроль качества включает в себя проверку соответствия характеристик используемого материала, разметки территории и применяемых технологий укладки и уплотнения асфальта, требованиям проекта, ГОСТов, строительных норм и правил, — непосредственно в процессе выполнения работ.

Так, перед асфальтированием контролируют температуру органического вяжущего при укреплении грунтов, качество уплотнения и соблюдение режимов ухода за слоями основания, равномерность укладки геосинтетических материалов, ровность, плотность и чистоту нижележащего слоя.

При асфальтировании также проверяют:

  • правильность установки бортовых камней, решеток и люков колодцев;
  • температуру смеси на всех стадиях, включая кузов грузового автомобиля, приемный бункер асфальтоукладчика и уплотненную поверхность;
  • ровность и равномерность толщины устраиваемого слоя с учетом коэффициента уплотнения;
  • качество продольных и поперечных сопряжений укладываемых полос;
  • соответствие поперечного и продольного уклонов данным по проекту.

 

press_r_AD2FF49B-CB07-4423-89EF-DD6D707B0C9C-fpress_r_FEBE0DFB-EED1-4EA4-BF66-0C7C45D97C0B-f

 

Подрядная организация обязана самостоятельно проводить операционный контроль качества, разрабатывая и заполняя в процессе выполнения работ исполнительную документацию, которая состоит из:

— проекта производства работ;

— журнала производства работ;

— журнала лабораторного контроля;

— журнала геодезических работ;

— специальных журналов по отдельным видам работ;

— ведомости исполнительной нивелировки по каждому конструктивному слою;

— актов пробного уплотнения материалов;

— актов скрытых и ответственных работ;

— документов о качестве продукции;

— утвержденных рецептов на приготовление смесей;

— материалов проверок и авторского надзора (если были).

 

Все технологические операции, замеры и лабораторные испытания, необходимые для подтверждения качества работ при строительстве дорог, регламентирует свод правил СП 78.13330.2012 «Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85». Качество асфальтобетонной смеси проверяют в соответствии с требованиями ГОСТа на производимый асфальт. К примеру, при работе с щебеночно-мастичной асфальтобетонной смесью, не учитывая системы проектирования «Superpave» и «Евроасфальт», — с ГОСТ 31015-2002, с литой смесью — с ГОСТ 54401-2020, и так далее.

При операционном контроле качество уложенного асфальта определяют тремя способами: визуальным; с помощью специальных инструментов, например, дорожной трехметровой рейки; на основании результатов лабораторных испытаний вырубок или кернов — образцов, полученных путем выбуривания или выпиливания асфальтобетона на участке дороги. Отбор образцов осуществляют не менее, чем в одном месте на площади до 3000 м². При этом количество образцов должно быть не меньше трех, а расстояние между ними на поверхности не должно превышать 15 см. Место отбора выбирают не ближе 1 метра от кромки слоя и 2 метров от межсменных поперечных стыков.

Забегая вперед, стоит отметить, что при приемочном контроле образцы асфальтобетона отбирают не ранее, чем через сутки с момента уплотнения смеси и не позже момента открытия движения транспорта.

Лабораторные испытания, сопровождающие проект строительства дороги на всех этапах контроля, проводят для: асфальтобетонной смеси — при проектировании рецепта и производстве; асфальтобетона в виде вырубок или кернов — при выполнении работ и сдаче объекта в эксплуатацию. Оборудование лаборатории позволяет с высокой точностью определить пористость материала, его среднюю плотность, водонасыщение, предел прочности при сжатии, сдвигоустойчивость, и другие показатели, характеризующие физико-механические свойства используемого асфальта.

Для увеличения сцепления колес автомобилей с покрытием, на поверхности асфальта создают защитный слой, который состоит из вяжущего, песка или мелкого щебня, в том числе черного. В таком случае операционный контроль выражается в проверке однородности, чистоте и равномерности распределения щебня и вяжущего; температуры битума в битумовозе; сцепления вяжущего с поверхностью зерен щебня; соответствия состава эмульсионно-минеральных смесей и шламов данным проектной документации; нормы расхода материалов путем взвешивания распределенного материала на площади 0,25 м².

 

Приемочный контроль качества

Приемочный контроль — это проверка качества дороги перед сдачей ее в эксплуатацию. На этом этапе покрытие дороги не должно иметь визуально определяемых дефектов и загрязнений, итоги работы должны соответствовать требованиям проекта, а результаты замеров и испытаний материалов — находиться в пределах допусков нормативно-технической документации.

В процессе строительства дороги подрядная организация сдает объем работ частями, а специалисты со стороны заказчика производят промежуточную приемку работ. В таком случае обязательными условиями являются:

  • соответствие применяемых материалов, конструкций и изделий установленным требованиям;
  • устранение дефектов и нарушений, отмеченных в журналах работ и авторского надзора, и предписаниях строительного контроля;
  • наличие комплекта необходимой исполнительной документации.

При обнаружении несоответствия качества работ вышеуказанным требованиям, инженерной организацией (авторским надзором) в общем журнале делается запись о выявленных нарушениях и выписывается предписание об устранении нарушений правил производства работ с доведением информации до заказчика.

 

Оценка качества новой дороги характеризуется:

— визуальным осмотром результатов работ;

— проверкой наличия на объекте рабочей документации и проекта производства работ с картами и схемами операционного контроля;

— проверкой на объекте полноты и правильности проведения операционного, лабораторного и геодезического контроля;

— проверкой полноты и правильности оформления подрядчиком исполнительной документации;

— проверкой соответствия всех выполненных работ проектным решениям, рабочей документации, требованиям нормативно-технической документации;

— промежуточной приемкой (освидетельствованием скрытых работ) выполненных работ или ответственных конструкций;

— своевременным выполнением замечаний заказчика, авторского надзора, государственного надзора по предписаниям и записям в общем журнале производства работ;

— комиссионным проведением контрольных измерений.

 

Контрольные измерения, подтверждающие качество выполненных работ, включают в себя инструментальные замеры, отбор проб материалов для определения плотности слоев дорожной одежды, а также лабораторные испытания, оформленные документально актами и протоколами. Непосредственно на объекте инструментальные замеры осуществляют с помощью специальных приборов и передвижного оборудования:

  • рейки передвижной многоопорной для контроля ровности покрытий типа ПКР-4М;
  • уклономера типа КП-206;
  • плотномера типа ПАБ;
  • нивелира типа Н-3;
  • рейки нивелирной типа РН-3;
  • теодолита типа 2Т5К;
  • прибора для измерения шероховатости дорожных покрытий методом "песчаного пятна" типа КП-139;
  • установки буровой передвижной для взятия кернов или вырубок из дорожного покрытия типа КП-215 или швонарезчик для отбора вырубок;
  • передвижной установки для контроля ровности и сцепления типа ПКРС-2;
  • портативного прибора для измерения коэффициента сцепления типа ППК-МАДИ.

 

Такой набор инструментов и оборудования позволяет специалистам со стороны заказчика определить и проверить соответствие фактических значений проектным по различным параметрам, таким как:

— плотность слоев дорожных одежд;

— ровность слоев оснований и покрытий путем определения алгебраических разностей высотных отметок (амплитуд) и международного показателя ровности IRI (International Roughness Index);

— сцепление шины автомобиля с покрытием (для верхних слоев) и шероховатость поверхности;

— прочность материала и толщину покрытия;

— и другим.
 

На дорогах I и II категорий, а также в случае применения в строительстве усовершенствованных капитальных типов дорожных покрытий с использованием новых строительных материалов или нетиповых конструкций дорожной одежды, приемочный контроль производят, как правило, специализированные организации.

В каждом проекте устройства новой дороги указывают гарантийные сроки, которые обязывают подрядную организацию, в случаях обнаружения недопустимых локальных повреждений, ведущих к снижению уровня безопасности и комфортности дорожного движения, выполнять ремонтные работы за свой счет. Минимальный гарантийный срок для земляного полотна и слоев основания дорожной одежды принимается равным 8 и 6 лет соответственно.

Минимальный срок для нижнего слоя покрытия составляет 5 лет, а на верхний слой гарантию устанавливают в зависимости от прогнозируемой интенсивности движения. К примеру, если движении по одной полосе будет составлять менее 1000 транспортных средств в сутки, то гарантийный срок устанавливают в количестве 8 лет, а при движении более 20 000 транспортных средств в сутки — 2 года.

Контроль качества дорог — это комплексный подход, который включает в себя работу не только с проектной и технической документацией, регулярные замеры и испытания используемых материалов, но и проверку других видов работ, влияющих на качество будущего покрытия и безопасные условия движения. К таким видам работ относят устройство водоотводов, присыпных обочин, откосов, установку дорожных знаков, светофоров и так далее.

Только полный контроль качества работ на каждом этапе — от подготовки земляного полотна до нанесения дорожной разметки — обеспечивает долговечность будущей дороги и создает надежный объект транспортной инфраструктуры.

Если ваше предприятие участвует в реализации проектов по асфальтированию дорог и вам необходима современная установка для создания разных видов асфальтобетонных смесей, то обратите внимание на оборудование от компании NFLG. Мы производим и поставляем стационарные, перемещаемые и мобильные асфальтосмесительные установки серий Pioneer, Smena, Optima, Progress, Zuk и Fast, производительностью от 80 до 600 т/ч.

Все узлы и агрегаты АБЗ оснащены надежными компонентами от ведущих поставщиков, системами экологической безопасности, а также автоматизированным управлением, обеспечивающим быструю передачу данных и высокую точность дозирования компонентов.

Это позволяет выпускать смеси, точно соответствующие заданным рецептам, что способствует успешному прохождению лабораторных испытаний материала при производстве и отборе проб из уплотненных слоев.

Выбор в пользу оборудования NFLG — это первый шаг к будущему успеху при сдаче объекта в назначенный срок.