Щебень для укладки дорог
Щебень для дорожного строительства
Какой бывает щебень?
В дорожно-строительной отрасли применяют три основных вида щебня. Их получают путем дробления:
- Горных пород на карьерах;
- Шлаков металлургического и химического производства;
- Бетона и железобетона, при разрушении старых сооружений.
Самый прочный и часто используемый каменный материал — это щебень, полученный в результате добычи и дробления осадочных, изверженных и метаморфических горных пород. В этом случае для производства щебня разрабатывают карьер, где огромные глыбы ископаемых ресурсов подвергают воздействию взрывчатки. После образования крупных обломков необходимой породы, их отправляют на линию дробления, а затем — на виброгрохот для разделения щебня по фракциям. В качестве агрегатов, раскалывающих материал на зерна меньшей величины, служат щековые, конусные, роторные и другие виды дробилок.
Разработка карьеров позволяет обеспечить дорожное строительство гранитным, диабазовым и гравийным щебнем. Добычу этих материалов осуществляют на щебеночных заводах и предприятиях, крупнейшие из которых находятся в Ленинградской, Свердловской, Смоленской, Челябинской, Волгоградской и Ростовской областях.
Фракции щебня
В зависимости от конкретного карьера и предприятия щебень разрабатывается и поставляется в разных фракциях. К примеру, один из заводов в Карелии реализует каменный материал следующих диапазонов: 5—20 мм, 20—40 мм, 25—60 мм, 40—70 мм. Этого вполне достаточно, чтобы производить большинство видов смесей для создания оснований и покрытий дорожной одежды в соответствии с требованиями национальных стандартов.
- 4,5—5,6
- от 5,6—8
- от 8—11,2
- от 11,2—16
- от 16—22,4
- от 22,4—31,5
- от 31,5—45
- от 45—63
В стандартах также указано, что по согласованию с производителем возможен выпуск щебня с размерами от 63 до 90 мм. Более того, допускается расширение диапазонов фракций:
- от 4—8 мм
- от 8—16 мм
- от 16—31,5 мм
- от 31,5—63 мм
Щебень из дробленого бетона, в соответствии с ГОСТом, поставляется в виде отдельных фракций (в миллиметрах):
- 5—10
- от 10—20
- от 20—40
- от 40—80
Также в документе указано, что возможно использование смеси фракций с размерами зерен от 5 до 20 мм и от 5 до 40 мм. По договоренности с производителем допускается выпуск щебня в других диапазонах отдельных фракций или их смесей.
Щебень для автомобильных дорог
Конструкция дороги определяется с учетом будущей интенсивности движения по ней, нагрузки от транспорта, климатических и грунтово-гидрологических условий, санитарно-гигиенических норм, а также доступности поставок необходимых материалов к месту строительства объекта, — все это создает предпосылки для предъявления к щебню различных требований по:
— гранулометрическому составу
— содержанию зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы
— содержанию дробленых зерен в щебне из гравия
— сопротивление дроблению и износу
— дробимости
— содержанию зерен слабых пород
— морозостойкости
— содержанию пылевидных и глинястых частиц
— содержанию глины в комках
— удельной эффективной активности естественных радионуклидов
— устойчивости структуры зерен против распадов
— содержанию вредных компонентов и примесей
— содержанию органических примесей
— сопротивлению истираемости по показателю микро-Деваль
При возведении нежестких дорожных одежд щебень применяется:
- В качестве компонента щебеночно-мастичной асфальтобетонной смеси — верхнем слое покрытия. Максимальный размер фракции щебня для:
- SMA-8 — 8 мм
- SMA-11 — 11,2 мм
- SMA-16 — 16 мм
- SMA-22 — 22,4 мм
- Как один из компонентов асфальтобетонной смеси, произведенной методом проектирования «Superpave». Такую смесь используют для создания верхнего или нижнего слоя покрытия, а также верхнего слоя основания. Наибольший размер фракции щебня для:
- SP-4 — 4 мм
- SP-8 — 8 мм
- SP-11 — 11,2 мм
- SP-16 — 16 мм
- SP-22 — 22,4 мм
- SP-32 — 31,5 мм
- В составе щебеночно-гравийно-песчаной смеси (ЩГП), обработанной органическими вяжущими. Она выполняет роль слоя основания или слоя покрытия дороги 5-й категории облегченного типа. Предельный размер частиц при этом должен быть равен:
- для создания слоя покрытия — 31,5 мм. Содержание фракций зерен крупнее 22,4 мм не должно превышать 15%
- для создания слоя основания — 45 мм. Наличие фракций зерен больше 31,5 мм не должно превышать 15%
- В качестве компонента ЩГП-смеси, обработанной неорганическими вяжущими — слое основания. Максимальный размер зерен щебня в этом случае аналогичен требованиям к щебню при создании смеси с органическим вяжущим, но лабораторный образец из такой смеси должен соответствовать марке 60, то есть иметь прочность на сжатие не менее 6 МПа и прочность на растяжение при раскалывании не менее 0,6 МПа.
- В щебеночно-гравийно-песчаной смеси в конструкциях дорожных одежд с основаниями из неукрепленных материалов. В этом случае ЩГП-смесь применяют как один из слоев основания с наибольшей величиной фракций щебня, равной 90 мм.
- В нижнем слое основания, где используется фракционный щебень с размером зерен от 31,5 до 63 мм, устроенный по способу заклинки, расклинцованный мелким щебнем или асфальтобетонной смесью, асфальтогранулятом или цементно-песчаной смесью.
- В качестве первых двух слоев покрытия дорог 3-й и 4-й категории облегченного типа. Предельный размер фракций щебня — 20 мм.
Отдельно стоит отметить, что при производстве асфальтобетонной смеси по методу проектирования «Евроасфальт», максимальная величина щебня составляет:
- для смеси А5 — 5,6 мм
- А8 — 8 мм
- А11 — 11,2 мм
- А16 — 16 мм
- А22 — 22,4 мм
- A32 — 31,5 мм
При возведении жестких дорожных одежд щебень применяется:
- В качестве одного из компонентов смеси для производства тяжелого бетона с классом прочности на растяжение при изгибе Btb 4,4 — верхнем слое покрытия. Наибольшая крупность зерен щебня равна 20 мм.
- В составе смеси для приготовления тяжелого бетона с классом прочности на сжатие B7,5 — слое основания. Предельная величина зерен в этом случае составляет 40 мм.
- В щебеночно-песчаной смеси или в слое, состоящем только из щебня — слоях основания. Максимальный размер щебня — 120 мм. В случае создания слоя только из щебня используется способ заклинки, при котором к основному диапазону фракций добавляют более мелкий. К примеру, для фракций зерен с размером 80-120 мм, применяют щебень 5-20 и 20-40 мм (или смесь фракций 5-40 мм).
- В щебеночно-песчаной смеси, обработанной цементом — верхнем слое основания. Наибольший размер зерен щебня — 45 мм.
- В щебеночно-мастичной асфальтобетонной смеси — верхнем слое покрытия. Предельный размер фракции щебня для смесей, приготовленных методами проектирования «Superpave» и «Евроасфальт» идентичен: 8 мм, 11,2 мм, 16 мм, 22,4 мм.
- В асфальтобетонных смесях, произведенных по системам «Superpave» и «Евроасфальт» — нижних слоях покрытия и верхних слоях основания. Максимальный размер фракций щебня в этом случае полностью соответствует размерам фракций для смесей, используемых при возведении нежестких дорожных одежд.
При производстве литого асфальтобетона, который используют для устройства покрытий дорог, мостов, тоннелей, а также выполнения ямочного ремонта, применяют только щебень из горных пород. В зависимости от типа смеси и асфальтобетона, наибольший размер щебня составляет:
- для ЛА-4 — 4 мм
- ЛА-8 — 8 мм
- ЛА-11 — 11,2 мм
- ЛА-16 — 16 мм
Для создания дорог высокого качества необходимо с вниманием подходить к использованию материалов для их строительства, что было бы невозможным без создания и постоянного обновления государственных стандартов для дорожно-строительной отрасли.
ГОСТы на щебень для строительства дорог
Применение различного щебня для реализации строительных проектов регулируется государственными стандартами, которые образуют единые требования для разных этапов возведения дорог.
-
ГОСТ 5578-2019 Щебень и песок из шлаков черной и цветной металлургии для бетонов. Технические условия.
-
ГОСТ 25137-82 Материалы нерудные строительные, щебень и песок плотные из отходов промышленности, заполнители для бетона пористые.
-
ГОСТ 31424-2010 Материалы строительные нерудные из отсевов дробления плотных горных пород при производстве щебня. Технические условия.
-
ГОСТ 8267-93 Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия.
-
ГОСТ 32703-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и гравий из горных пород. Технические требования.
-
ГОСТ 32826-2014. Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и песок шлаковые. Технические требования.
-
ПНСТ 390-2020. Дороги автомобильные общего пользования. Нежесткие дорожные одежды. Типовые конструкции.
-
ГОСТ Р 59628-2021. Дороги автомобильные общего пользования. Жесткие дорожные одежды. Типовые конструкции.
-
ПНСТ 325-2019. Дороги автомобильные общего пользования. Смеси щебеночно-гравийно-песчаные, обработанные органическими вяжущими. Технические условия.
-
ПНСТ 326-2019. Дороги автомобильные общего пользования. Смеси щебеночно-гравийно-песчаные, обработанные неорганическими вяжущими. Технические условия.
-
ПНСТ 327-2019. Дороги автомобильные общего пользования. Смеси щебеночно-гравийно-песчаные. Технические условия.
-
ГОСТ 30491-2012. Смеси органоминеральные и грунты, укрепленные органическими вяжущими, для дорожного и аэродромного строительства. Технические условия.
-
ГОСТ Р 58401.1-2019. Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Система объемно-функционального проектирования. Технические требования.
-
ГОСТ Р 58401.2-2019. Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон щебеночно-мастичные. Система объемно-функционального проектирования. Технические требования.
-
ГОСТ Р 58406.1-2020. Дороги автомобильные общего пользования. Смеси щебеночно-мастичные асфальтобетонные и асфальтобетон. Технические условия.
-
ГОСТ Р 58406.2-2020. Дороги автомобильные общего пользования. Смеси горячие асфальтобетонные и асфальтобетон. Технические условия.
-
ГОСТ 26633-2015. Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия.
-
ГОСТ 32495-2013. Щебень, песок и песчано-щебеночные смеси из дробленого бетона и железобетона. Технические условия.
-
ГОСТ 26644-85. Щебень и песок из шлаков тепловых электростанций для бетона. Технические условия.
-
ГОСТ 9128-2013. Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия.
-
ГОСТ Р 54401-2020. Дороги автомобильные общего пользования. Смеси литые асфальтобетонные дорожные горячие и асфальтобетон литой. Технические условия.
-
ГОСТ 31015-2002. Смеси асфальтобетонные и асфальтобетон щебеночно-мастичные. Технические условия.
При работе со стандартами дорожно-строительной отрасли важно обратить на то, что некоторые из них являются предварительными, то есть обладают сроком окончания действия. К примеру, ПНСТ 390-2020 на проектирование нежестких дорожных одежд станет недействительным с 1 марта 2023 года, а ПНСТ 326-2019 на ЩГП-смеси, обработанные цементом, закончат свое действие уже летом этого 2022 года.
Компания NFLG производит полный спектр дробильно-сортировочного оборудования, необходимого для добычи и реализации нерудных материалов, а также для строительства, реконструкции и ремонта объектов транспортной инфраструктуры, в том числе: транспортных магистралей, мостовых переходов, путепроводных развязок и эстакад, транспортных и пешеходных тоннелей, набережных и других объектов.
Благодаря собственной производственной базе и ресурсам научно-исследовательского института компания NFLG выпускает до 500 дробильно-сортировочных комплексов в год:
Сотрудничество с лидерами отрасли — компаниями Terex и Kemco, а также накопленный опыт дают 100% гарантию стабильной работы дробильной техники. На дробильно-сортировочном оборудовании NFLG установлены качественные комплектующие мировых брендов: Linde, Eaton, IFM, CAT, Perkins, Cummins, Mitsubishi, ABB, Schneider Electric, Siemens.
Для того, чтобы начать совместную работу, позвоните нам по телефону 8 800 555 73 40, отправьте письмо с запросом на почту info@nflg.ru, напишите в чате или заполните форму на странице с интересующей продукцией.
NFLG — залог поставок современного технологичного оборудования, созданного с применением инновационных научных подходов и вниманием к экологии.