Разбор состава и маркировок асфальта
Современные виды асфальта
Задачи, которые решают дорожно-строительные компании для достижения национальной цели — создания эффективной транспортной инфраструктуры — подталкивают отрасль к использованию современных видов асфальта. Одни из них уже стандартизированы и применяются для устройства и ремонта дорожных одежд, другие — только проходят проверку временем на соответствие требованиям прочности, долговечности и износостойкости. При этом, какими бы индивидуальными свойствами не обладал один из видов асфальта, всех их объединяет одно — основой для каждого служит «классическая» асфальтобетонная смесь, состоящая из щебня или гравия, песка, минерального порошка и битума.
Среди современных видов асфальта можно выделить:
- полимерасфальтобетон
- щебеночно-мастичный асфальтобетон (ЩМА)
- литой асфальтобетон
- цветной асфальт
- резиноасфальтобетон
- пластиковый асфальт
- стеклянный асфальт
- сероасфальтобетон
- штампованный асфальт
- переработанный асфальт
Каждый из них несет в себе ценность при реализации конкретных задач. К примеру, щебеночно-мастичный асфальтобетон обладает высокой износостойкостью, поэтому его используют для создания верхнего слоя покрытия дорог, а цветной и штампованный выглядят эстетично, поэтому их применяют при благоустройстве территорий.
Полимерасфальтобетон
Полимерасфальтобетон — это уплотненная смесь из щебня, песка, минерального порошка и полимерно-битумного вяжущего (ПБВ). Основу вяжущего составляют вязкие дорожные битумы, а в качестве добавок используют полимеры: термопласты, каучуки или эластомеры, термоэластопласты, а также различные пластификаторы и поверхностно-активные вещества (ПАВ). Это дает ПБВ ряд преимуществ перед нефтяными дорожными битумами: высокую морозостойкость; широкий интервал пластичности; лучшую адгезию с инертными материалами; повышенную устойчивость к старению и другие.
Чаще всего в качестве полимера используют такой тип термоэластопласта, как стирол-бутадиен-стирол (СБС), требования к которому регулируются стандартом ГОСТ Р 52056-2003. При небольшом количестве в составе битума, СБС придает готовому полимерасфальтобетону повышенную теплоустойчивость, трещиностойкость и эластичность, увеличивая при этом предел прочности при сжатии.
В сравнении с типовым асфальтобетоном, полимерасфальтобетон характеризуется меньшей чувствительностью к перепадам температур, повышенной динамической устойчивостью, лучшими физико-механическими свойствами. Его используют для устройства дорог, площадей, тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, взлетных полос и рулежных дорожек на аэродромах.
Национальный стандарт для полимерасфальтобетонных смесей и полимерасфальтобетона — ГОСТ 9128-2013.
Щебеночно-мастичный асфальтобетон (ЩМА)
Национальные стандарты для щебеночно-мастичного асфальтобетона: ГОСТ 31015-2002; для приготовления смеси методом объемно-функционального проектирования «Superpave» — 58401.2-2019; методом проектирования «Евроасфальт» — 58406.1-2020.
Литой асфальт
Если литой асфальт используют в качестве верхнего слоя покрытия дороги, то методом втапливания «по горячему» на него наносят слой мелкого щебня или песка — это необходимо для того, чтобы создать шероховатость поверхности.
За счет большого объема вяжущего в составе смеси (от 6,2 до 11%) и минимальной остаточной пористости, литой асфальтобетон обладает повышенным показателем водонепроницаемости, что способствует применению этого вида асфальта для гидроизоляции. Так, его используют в качестве верхнего и/или нижнего слоя покрытия при устройстве дорожного полотна на ортотропных или железобетонных плитах мостовых сооружений. За счет того, что для его укладки не нужны катки, весом в несколько тонн, он является идеальным материалом для работы на таких объектах. Тем более, что литой асфальт хорошо выдерживает значительные деформации растяжения, устойчив к старению и накоплению усталостных микродефектов, имеет высокую плотность.
Если в процессе производства литого асфальта участвует полимерно-битумное вяжущее, то такую смесь называют литой полимерасфальтобетонной смесью. Наличие ПБВ в составе материала гарантирует дорожному покрытию повышенные показатели эластичности и сопротивления износу от шипованных шин.
Литой асфальт применяют при строительстве путепроводов и эстакад, тоннелей, паркингов, для покрытия тротуаров и велодорожек, а также при ремонте объектов транспортной инфраструктуры. Такие свойства горячего материала, как текучесть и водостойкость, позволяют укладывать его при температуре окружающей среды до -10 °С.
Государственный стандарт на литой асфальт — ГОСТ Р 54401-2020.
Цветной асфальт
При выпуске асфальтобетонной смеси с использованием цветных пигментов нужно руководствоваться основным стандартом на асфальтобетон ГОСТ Р 9128-2013.
Резиноасфальтобетон
Резиноасфальтобетон — это уплотненная смесь щебня, песка, минерального порошка и битумнорезинового вяжущего, которое получают путем добавления в битум мелкодисперсной резиновой крошки. При набухании в битуме частицы резины увеличиваются в размере, но не растворяются, а связываются между собой. Таким образом создается прочная и в то же время подвижная пространственная структура, в дальнейшем армирующая минеральный каркас.
Битумнорезиновое вяжущее используют вместо дорожного битума при производстве разных видов асфальта. Так получают щебеночно-мастичный резиноасфальтобетон или литой резиноасфальтобетон, что способствует улучшению свойств этих материалов, а также увеличивает сферу их применения.
Резиноасфальтобетон характеризуется повышенными показателями сдвигоустойчивости и трещиностойкости; высоким коэффициентом сцепления с колесами транспорта, что положительно сказывается на расстоянии тормозного пути; сниженным уровнем шума — до 12 дБ в сравнении с типовыми асфальтобетонами; способностью к разрушению пленки наледи при движении машин. Применение предприятиями дорожно-строительной отрасли резиноасфальтобетона не только повышает качество транспортной инфраструктуры, но и влияет на экологию: большую часть резиновой крошки получают из переработанных шин.
Государственный стандарт, регламентирующий требования к резиноасфальтобетону, определяют в соответствии с используемой в качестве основы смеси.
Пластиковый асфальт
Производство пластикового асфальта является важным процессом переработки отходов на пути к защите окружающей среды: для приготовления одной тонны смеси на заводе требуется от 3 до 10 кг пластиковых отходов. Уже сегодня дороги из пластика активно строят в США, Великобритании, Словакии, Эстонии и других странах. В России такой вид асфальта пока не используется, хотя в планах развития инновационных продуктов для дорожно-строительной отрасли такой вопрос рассматривается.
Стеклянный асфальт
Стеклянный асфальт (асфальтобетон) представляет собой уплотненную смесь, состоящую из щебня, песка, минерального порошка, битума, а также стеклобоя — отходов бутылочного, оконного или закаленного стекла. Свойства асфальта со стеклом практически идентичны свойствам материала без него. Задача стеклобоя в данном случае — это частичная замена минеральной части материала и снижение расхода вяжущего.
Отнести стеклянный асфальт к современным видам покрытия можно только с натяжкой: стеклобой, как один из возможных компонентов асфальтобетонной смеси указан только в редакции ГОСТа 1984 года. С другой стороны, сегодня стеклянную декоративную крошку редко, но все же используют: ее добавляют в процессе устройства верхнего слоя дороги для придания поверхности уникального блеска и мерцания на солнце. Конечно, для дорог общего пользования, тем более с интенсивным движением транспорта, такой вариант применять не целесообразно.
Сероасфальтобетон
Сероасфальтобетон — это уплотненная смесь, состоящая из щебня или гравия, песка, минерального порошка, битума и модифицированной технической серы. При этом серу, объем которой может достигать до 30 % от объема вяжущего, добавляют в виде гранул одним из двух способов. В первом случае её подают в смеситель после инертных материалов, но до подачи битума. А во втором случае — сразу в нагретый битум еще до этапа смешивания компонентов.
Сера выполняет роль связующего компонента между битумом и каменными материалами, так как обладает высокими адгезионными свойствами. Слой дорожного полотна, выполненный из сероасфальтобетона, демонстрирует повышенные показатели износостойкости, теплоустойчивости, трещиностойкости, стойкости к образованию колеи, а также высокой коррозийной стойкости под влиянием химических реагентов, которые активно используют в период гололеда.
Так как модифицированная сера относится к горючим веществам, то при ее использовании в технологическом процессе производства асфальтобетонной смеси соблюдают особые требования. Так, должен быть учтен температурный режим при нагреве вяжущего и минеральных компонентов: при повышении температуры свыше 160 °С происходит образование летучих сернистых соединений, которые токсичны и придают материалу неприятный запах.
Государственного стандарта, регламентирующего требования к сероасфальтобетону, на сегодняшний день нет. Предварительный стандарт ПНСТ 191-2017 «Смеси сероасфальтобетонные дорожные и сероасфальтобетон. Технические условия» — закончил свое действие еще летом 2019 года. Из действующих нормативов на асфальт с добавлением серы можно выделить стандарт организации СТО 5718-003-37854292-2012, текст которого в значительной степени соответствует утратившему силу ПНСТ.
Штампованный асфальт
Такое тиснение не только изменяет эстетический вид асфальта, но и повышает его коэффициент сцепления, уменьшая тормозной путь. Композитная смесь также вносит свой вклад в свойства материала — она снижает нагрев слоя покрытия в летний период. Штампованный асфальт применяют в качестве декорирования или визуального выделения зон в коттеджных поселках, садово-парковых зонах, на детских площадках и городских площадях, парковках, у торговых центров и аэропортов.