Инновации в производстве бетона: маркетинговый ход или реальность?
Применение новейших разработок в производстве бетона
Руководителей предприятий и начальников производств сложно удивить новыми подходами к приготовлению бетонной смеси. Кажется, что технологическая цепочка создания самого популярного строительного материала давно отточена, а новые решения не только потратят время и силы сотрудников на внедрение, но и не покажут того результата, который был обозначен в рекламных брошюрах.
Тем не менее доказательства наличия инженерных нововведений в современных бетонных заводах некоторых производителей — логичны и последовательны, а сами инновации — результативны, как с точки зрения повышения качества бетона, так и с точки зрения уменьшения времени приготовления готовой смеси. При этом каждый новый завод, претендующий на звание инновационного, компании-производители оснащают системами очистки воздуха, что может быть важно для предприятий, поддерживающих общий мировой тренд на экологичность.
Китайские бетонные заводы
Так сложилось, что большая часть инновационных технологий, используемых на заводах для выпуска бетона, до недавнего времени поступала к нам из-за границы, прежде всего из Европы. Сегодня, санкции, введенные в отношении России, практически приостановили поставки бетоносмесительных установок с Запада, что привело к поиску крупными игроками отрасли альтернативных вариантов для приобретения высокотехнологичного оборудования. И одним из таких вариантов по праву стал Китай.
Судите сами, Китай — лидер по производству товарного бетона. По данным Guanyan Report Network только в 2021 году на всей территории КНР было выпущено порядка 3,29 млрд м³ бетона — фантастическая цифра. Их сооружения, выполненные с применением бетона — небоскребы, высокоскоростные железные дороги и мосты — вызывают восхищение. Взять, к примеру, 165-километровый Даньян-Куньшанский виадук — самый длинный мост в мире; или единственную в своем роде 6-уровневую транспортную развязку Пуси в Шанхае; или 55-километровый мост Гонконг — Чжухай — Макао, который является самым длинным автомобильным морским мостом в мире. Очевидно, что в этой стране знают толк в производстве бетона и применяют к нему самые высокие требования.
Инновационные технологии БСУ NFLG
Рассмотрим одного из лидеров китайского рынка смесительного оборудования — компанию NFLG на примере бетонного завода серии Modul 120, производительностью до 120 м³/ч. Что мы видим:
- Под каждым из четырех бункеров инертных материалов установлен самостоятельный весовой бункер на площадочных тензодатчиках. Это обеспечивает предварительную подготовку песка и щебня для использования в следующем цикле производства, высокую точность взвешивания, а также помогает снизить риски остановки выпуска продукции в случае непредвиденного выхода из строя одного из датчиков. Дело в том, что на многих бетонных заводах взвешивание инертных материалов осуществляется непосредственно на конвейере, подвешенном на тензодатчиках. Это, во-первых, увеличивает погрешность взвешивания, а во-вторых, останавливает производство бетонной смеси при нарушении работы хотя бы одного из датчиков. В случае же с отдельными бункерами такая ситуация исключена: даже если один тензодатчик выйдет из строя, работу можно будет продолжить на оставшихся трех весовых бункерах.
- В качестве ленты наклонного конвейера используется лента ковшового типа. Она позволяет подавать инертный материал в смеситель под углом до 45°, а значит — экономит место на площадке без необходимости приобретения завода со скипом. При этом для очистки ленты компания NFLG нашла нестандартное решение: чтобы сбить влажный песок, под лентой закреплен специальный ролик, который ее «встряхивает». Отвалившийся инертный материал не остается под установкой, а поступает в желоб, а оттуда — на возвратный конвейер для дальнейшей транспортировки песка на наклонную ленту. Таким образом весь заполнитель, взвешенный на весовых бункерах, попадает на этап смешивания.
- Перед тем, как оказаться в смесителе, инертный материал проходит через промежуточный бункер. В этом случае при выгрузке готовой смеси экономится время на взвешивание и транспортировку материала от бункеров к смесителю, так как новая порция песка с щебнем уже находится в промежуточном бункере.
- Вместо «классического» двухвального смесителя здесь установлен двухвальный смеситель спиралевидного типа. По данным собственного научного-исследовательского института NFLG такой подход помогает снизить время перемешивания компонентов бетонной смеси для достижения однородности. Так, за 15 секунд работы агрегата достигается гомогенность состава 84%, а за 30 секунд — 95%. С учетом того, что после выгрузки бетон еще какое-то время домешивается в бетоносмесителе, для производства смеси высокого качества на заводе могут быть выставлены настройки перемешивания 22‒27 секунд.
- Бетоносмесительная установка Modul 120 оснащена системой фильтрации. Вся пыль, которая образуется во время подачи песка и щебня в промежуточный бункер, улавливается, — это позволяет не только выполнять требования российского законодательства в области защиты окружающей среды, но и снижать вероятность появления возможных заболеваний органов дыхательной системы у сотрудников, непосредственно работающих с оборудованием.
Бетоносмесительная установка года – Modul 120
В 2021 году компания NFLG уже была удостоена аналогичной премии в номинации «Асфальтосмесительная установка года». Тогда победу одержал АБЗ предприятия «Алексеевскдорстрой» в Татарстане — передовая модель Pioneer 4500, производительностью до 360 т/ч.
Возможно, уже в 2023 году российский представитель китайского производителя сможет пополнить свою копилку новой наградой.