Строительство дорог в Китае

← Предыдущая Следующая →

Опыт Китая в строительстве дорог

Сегодня общая протяженность дорожной сети КНР составляет более 5,2 млн км, что является третьим показателем в мире после США и Индии. При этом по величине общей протяженности скоростных автомагистралей Китай уверенно лидирует с показателем 161 000 км. Для понимания того, как специалистам из Поднебесной удается достичь таких результатов, важно более детально рассмотреть их подходы к работе.
 
Ежегодно китайское правительство выделяет огромные ресурсы для реализации проектов в дорожно-строительной сфере, что отражается на итоговых объемах выполненных работ. Для примера, за один год — с конца 2019 по конец 2020 года — в КНР возвели 185 600 км новых дорог. В России за этот же период построили и отремонтировали всего 16 500 км дорог, — разница более чем в 10 раз.
 
При этом в нашей стране строительству дорог также уделяют особое внимание: на реализацию национальной программы «Безопасные качественные дороги» ежегодно выделяют сотни миллиардов рублей. Значит на скорость строительства объектов транспортной инфраструктуры влияет не только господдержка, но и другие факторы.  
 

denys-nevozhai-bi2UXH9GzJs-unsplash-1 rui-xu-T9l8U3mhO3s-unsplash-1

 

Китайские стандарты для строительства дорог

 
Китайские стандарты для строительства дорог, в зависимости от назначения, носят обязательный или рекомендательный характер. Как и российские ГОСТы, китайские стандарты устанавливают требования к проектированию дорог, физико-механическим показателям смесей, методам испытаний, компонентам. Основу национальных стандартов КНР в области дорожного строительства составляют:
 
  • JTG D50-2017 «Технические условия на проектирование дорожного асфальтобетонного покрытия»
  • JTG F40-2004 «Технические условия на строительство дорожных асфальтобетонных покрытий»
  • JTG F41-2008 «Технические правила восстановления асфальтобетонного покрытия автомобильных дорог»
  • JTG D40-2011 «Технические условия на проектирование дорожного цементобетонного покрытия»
  • JTG/T F30-2014 «Технические рекомендации по строительству дорожных цементобетонных покрытий»
  • JTG A01-2002 «Стандартная система проектирования автомобильных дорог»
  • JTG B01-2014 «Технические стандарты дорожного строительства»
  • JTG D20-2006  «Технические характеристики проектирования автомобильных дорог»
  • JTG/T D31-02-2013 «Проектирование и строительство насыпи на мягком грунтовом основании автомобильной дороги. Технические детали»
  • JTG/T D31-04-2012 «Проектирование и строительство дорог в районах вечной мерзлоты в течение многих лет. Технические детали»
  • JTG/T L11-2014 «Правила проектирования для реконструкции и расширения автомобильных дорог»
  • JTG E20-2011 «Испытание асфальта и асфальтобетонной смеси для дорожного строительства Процедуры проверки»
  • JTG E30-2005 «Испытание цемента и цементобетонной смеси для дорожного строительства Процедуры проверки»
  • CJJ 1-2008 «Кодекс по строительству и приемке качества дорожных работ в городах и поселках»
 

Различия между китайским и российским стандартами на асфальтобетон

 
В целом, китайский и российский стандарты на асфальтобетон схожи. К примеру, стандарты JTG F40-2004 «Технические условия на строительство дорожных асфальтобетонных покрытий» и ГОСТ 9128-2013 «Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия» имеют одинаковую структуру. В них указаны термины и определения, классификация асфальтобетонных смесей, технические требования к смесям и их компонентам.
 
Среди различий можно выделить несколько основных:
 
1. В китайском стандарте указан вид асфальта, который вообще не используется в России. Его название «OGFC» — Open-Graded Friction Course — асфальтобетон с пористостью более 18%, который применяют в качестве верхнего слоя износа. За счет неплотного состава смеси, покрытие из такого вида асфальта быстро поглощает влагу и легко пропускает ее дальше — в нижележащий слой, произведенный по той же технологии, но только с более крупной фракцией каменного материала. Так, во время дождя вода не скапливается на поверхности покрытия, а быстро поступает в дренажную систему. Данный вид асфальтобетона редко используют в Китае, но применяют в США и некоторых странах Европы.
 
2. В китайском JTG указано всего 7 марок битума. Для сравнения: только в ГОСТ 22245-90 «Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия» обозначены 9 марок битума, подходящих для производства горячей смеси, не считая тех, которые применяют для устройства дорожных одежд на основании ГОСТ 33133-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические требования» и ГОСТ 11955-82 «Битумы нефтяные дорожные жидкие. Технические условия».
 
3. Китайский стандарт разрешает работать с каменноугольной смолой. Казалось бы, это органическое вяжущее уже давно не используют в дорожном строительстве в силу вредного влияния на здоровье человека, но на основании JTG ее применяют для поверхностной обработки слоя основания перед укладкой слоя покрытия, а также при ремонте объектов транспортной инфраструктуры. Конечно, в действующем российском своде правил на автомобильные дороги — СП.78.13330-2012 — указано, что каменноугольное вяжущее может применяться для укрепления грунтов, но никаких отдельных требований к этому органическому материалу нет.
 
Стоит отметить, что в ГОСТ 30491-2012 «Смеси органоминеральные и грунты, укрепленные органическими вяжущими, для дорожного и аэродромного строительства. Технические условия» вообще не упоминается о каменноугольной смоле.
 
4. В российском стандарте указано, что минимальная температура горячей асфальтобетонной смеси при укладке должна быть не менее 110 °С, а в китайском стандарте — не менее 125 °С.
 
5. В отличие от российского ГОСТа, где для производства асфальта разрешается использовать природный песок и песок из отсевов дробления, в китайском допускается применение третьего вида песка — машинного производства. При этом в документе описаны недостатки первых двух видов: в случае с природным песком — плохое сцепление с битумом, а в случае с песком из отсевов дробления — высокое содержание плоских зерен. В добавление к этому стандарт описывает перспективность использования песка, произведенного с помощью специальных установок.
   
6. В китайском стандарте JTG указано, что минимальная температура воздуха, при которой возможно осуществлять укладку асфальтобетонных смесей, должна быть не менее 10 °С для автомагистралей первого класса и не ниже 5 °С — для иных классов. При этом строительные работы в дождливые дни категорически запрещены. Снова обращаясь к российскому своду правил СП.78.13330-2012 стоит отметить, что минимальные температуры здесь указаны приблизительно такие же: укладка разрешается весной и летом при температуре воздуха не ниже 5 °С, а осенью — не ниже 10 °С.
 
Но есть одно но: в соответствии с отраслевыми рекомендациями, при определенных условиях смесь можно укладывать при температуре до минус 10 °С, при этом допускается моросящий дождь и даже слабый снегопад. Конечно, географическое расположение территории Китая способствует более высокой, по сравнению с Россией, средней температуры воздуха и более низкой средней влажности, что влияет и на продолжительность дорожного сезона, и на срок службы дорожных одежд.
 
7. Два стандарта на асфальтобетоны — российский ГОСТ и китайский JTG — кардинально отличаются по объему информации. Если в отечественном стандарте 45 страниц, то в китайском —168 (!), и это только на китайском языке. При переводе на русский получается более 300 страниц. Такое отличие связано с тем, что китайский стандарт как бы сочетает в себе аналоги российских ГОСТа, свода правил и отраслевого методического документа. Более того, в азиатском стандарте добавлены комментарии к разделам, пояснения, советы, сравнение технических требований к компонентам смеси в разных странах, показаны результаты испытаний асфальтобетона международных научных сообществ.
 
 
1280px-China_National_Highway_107_-01-1 ввфыц
 
Высокие темпы роста дорожно-строительной отрасли Китая положительно влияют на прибыль производителей оборудования, используемого при возведении объектов транспортной инфраструктуры. Это, в свою очередь, влияет на развитие технологий выпуска смесей. Так, компания NFLG ежегодно вкладывает более 5% своей прибыли в собственный НИИ «Mixing Institute», обеспечивая тем самым постоянные исследования в области машиностроения и обработки инертных материалов. Такой подход позволил обеспечить предприятия, реализующие строительство крупных объектов, надежным, и в тоже время инновационным оборудованием. К примеру, смеси, произведенные на АБЗ NFLG, использовали при укладке слоев при устройстве современных автомагистралей, таких как:
 
  • Xundian — Zhanyi Expressway, Kunming section — уложено 615,3 км асфальта
  • G107 National Highway, Wuhan section — уложено 934,5 км
  • G7 Beijing — Ürümqi Expressway, Linhe to Baiwan section — уложено 814,4 км
 
Стоит отметить, что автомагистраль G7 Пекин — Урумчи является самой длинной скоростной автомагистралью в мире, которая проходит через территорию пустыни. Общая протяженность автомагистрали составляет около 2800 км.
Активное строительство и высокое качество дорог в Китае достигается за счет нескольких факторов.
 
Во-первых, многие годы приоритетом для государства является развитие дорожной сети, необходимое для снижения сроков поставки продукции между провинциями.
 
Во-вторых, ежегодное увеличение внутреннего валового продукта Китая способствовало повышенному вниманию со стороны крупных инвесторов к дорожно-строительной сфере.
 
В-третьих, часть прибыли, которую компании получают при выполнении государственных тендеров, направляется на покупку современного оборудования, что увеличивает прибыль производителей и позволяет исследовать новые технологии. Такой комплексный подход обеспечивает увеличение общей длины дорог в КНР, создание современных скоростных автомагистралей, и повышение срока службы покрытий дорожных одежд.