Азиатский опыт строительства дорожных развязок
Китай — самая большая страна в мире по численности населения — на конец 2021 года Поднебесная насчитывала около 1,4 млрд человек. Высокая плотность жителей, прежде всего в городах с большим потенциалом возможностей, способствовала повышенному вниманию правительства страны к вопросам эффективного распределения дорожного трафика и создания современных многоуровневых транспортных развязок. К примеру, в Шанхае, где численность населения на конец 2021 года составила почти 25 млн человек, построен один из самых старых и крупных путепроводов Китая — Синьчжуан, который состоит из 4 уровней с максимальной высотой застройки 24 метра. Объект был введен в эксплуатацию в 2001 году и быстро заслужил статус «Эстакада №1 в Азии».
С того времени количество автомагистралей в КНР значительно увеличилось, что привело к дополнительной нагрузке на объекты транспортной инфраструктуры Шанхая, в том числе, на путепровод Синьчжуан, поэтому в часы пик здесь часто образуются километровые пробки.
Уровни транспортных развязок
Ежегодный прирост населения, общий экономический подъем Китая, а также цели правительства Поднебесной по расширению дорожной сети между провинциями, — все это поддерживает стабильный спрос на автомобили, произведенные для внутреннего рынка. Так, по данным Министерства общественной безопасности КНР, по состоянию на 2021 год количество автотранспортных средств в стране достигло 395 млн. Таким образом, акцент на вертикальное строительство в Китае является логичным продолжением градостроительной политики последних десятилетий. Тем более, что решение о реализации транспортных развязок в несколько уровней помогло повысить безопасность движения, увеличить пропускную способность в часы пик, разгрузить близлежащие крупные улицы, а также поднять социальную удовлетворенность жителей и улучшить туристическую привлекательность страны в целом.
Транспортные развязки в Китае редко строят в один уровень. В основном, это трех-, четырех- и пятиуровневые путепроводы. Количество уровней при этом складывается из необходимости не только эффективного распределения будущего трафика, но и особенностей местного ландшафта. К примеру, 5-уровневая развязка Цяньчунь, расположенная в городе Гуйян, возводилась в течение 8 лет на территории с перепадом высот 55 метров.
Проектирование транспортных развязок
Сегодня проектирование транспортных развязок в Китае осуществляют с помощью специализированного программного обеспечения и метода BIM-моделирования, который представляет собой создание информационной модели будущего объекта, содержащей в себе конструкторскую, экономическую, технологическую и другую информацию. К примеру, в такой модели могут быть добавлены данные о количестве выбросов парниковых газов на всех этапах строительства путепровода. С учетом того, что экологическая безопасность является одной из национальных задач — к 2060 году КНР планирует обеспечить углеродную нейтральность — использование BIM-моделирования выглядит более чем обоснованным.
При проектировании транспортных узлов в Китае в качестве основы используют три основных типа развязок — «клеверный лист», с направленными съездами, и петлевыми съездами. При создании многоуровневых объектов применяют комбинацию типов, что позволяет уменьшить количество конфликтных точек при съезде автомобилей с одного уровня на другой.
Строительство транспортных развязок
Правила, которые соблюдают при строительстве транспортных развязок в КНР установлены документом JTG D60-2015 «Общие технические условия на проектирование автомобильных мостов и водопропускных труб», который по своей структуре аналогичен российскому своду правил — СП 46.13330.2012 «Мосты и трубы. Актуализированная редакция СНиП 3.06.04-91».
Строительство транспортных развязок в Китае, после выполнения инженерно-геодезических изысканий и BIM-проектирования, осуществляется в несколько основных этапов: подготовки земляного основания; устройства фундамента и опор путепровода из армированного бетона; возведения пролетов, состоящих из ортотропных плит или железобетонных изделий; гидроизоляционных и инженерных работ; укладки асфальтобетона. Конечно, все этапы работ проходят с учетом входного, операционного и приемочного контроля.
К особенностям строительства транспортных развязок в Китае стоит отнести современные технологии, которые применяют при устройстве последних этажей многоуровневых эстакад. К примеру, при создании основания под опору могут использовать специальную поворотную систему, которая позволяет повернуть будущую Т-образную вертикально расположенную железобетонную конструкцию, весом 4700 тонн на 85°. Такой подход может быть полезен тогда, когда необходимо возвести автомобильный путепровод над существующим железнодорожным полотном.
Еще одна современная технология, которая используется при создании верхних уровней развязок в Китае — это технология «наращивания» пролетов с помощью специальной установки с подвесным каркасом, в который заливают бетонную смесь.
В качестве верхнего слоя покрытия многоуровневых транспортных развязок в Поднебесной применяют преимущественно щебеночно-мастичную асфальтобетонную смесь с максимальным размером частиц каменного материала 16 мм.
Самая большая транспортная развязка в Китае
Самая большая транспортная развязка в Китае расположена в городе Чунцин и называется «Хуанцзюэван». Ее строительство началось еще в 2009 году, а движение было открыто в середине 2017 года. Хуанцзюэван представляет собой 5-уровневую развязку и включает в себя в общей сложности 20 съездов. Максимальная высота от земли до самой высокой точки путепровода равна 37 метрам, а занимаемая объектом площадь составляет около 400 000 м².
Местные водители называют ее самой сложной в Китае, а те, кто прибыл в Чунцин в туристических целях и взял машину на прокат переживают, когда маршрут проходит через Хуанзюэван — из-за специфической геометрии объекта и нескольких уровней развязки некоторые навигаторы при проезде по путепроводу выдают ошибку.
Говоря о самой большой транспортной развязке в Китае по количеству возведенных уровней, нельзя не упомянуть о виадуке Пуси, расположенном в Шанхае. Несмотря на то, что этот объект сложно назвать трудным с точки зрения навигации, Пуси — единственная в мире 6-уровневая развязка.
Активное развитие транспортной инфраструктуры Китая, в том числе возведение новых путепроводов, развязок и виадуков, предполагает ежегодное использование в строительстве сотни тысяч кубов бетонной смеси. Это способствует не только росту предприятий, которые выпускают бетонную смесь, но и развитию производителей оборудования.
Компания NFLG уже более 30 лет производит смесительные установки для предприятий разного уровня, реализующих многочисленные государственные проекты. К примеру, бетонную смесь, произведенную на бетонных заводах NFLG, применяли в строительстве:
— Южного центрального моста в городе Тайюань, протяженностью 2608 метров
— Третьего Пиннаньского моста в провинции Гуанси, протяженностью 1035 метров, который является самым большим арочным мостом в мире по длине пролета
— моста Гонконг — Чжухай — Макао, протяженностью 55 км, который является самым длинным автомобильным морским мостом в мире
Ежегодный рост численности населения КНР, общий экономический рост страны, а также стабильный спрос на автомобили на внутреннем рынке будут способствовать дальнейшему созданию многоуровневых транспортных развязок в Китае. При этом высокая скорость реализации проектов будет обеспечена наличием в Поднебесной больших трудовых ресурсов, а также использованием проверенных временем методов работы и применением инновационных технологий и техники в области строительства путепроводов.