Современные многоуровневые транспортные развязки в Китае

← Предыдущая Следующая →

Азиатский опыт строительства дорожных развязок

Китай — самая большая страна в мире по численности населения — на конец 2021 года Поднебесная насчитывала около 1,4 млрд человек. Высокая плотность жителей, прежде всего в городах с большим потенциалом возможностей, способствовала повышенному вниманию правительства страны к вопросам эффективного распределения дорожного трафика и создания современных многоуровневых транспортных развязок. К примеру, в Шанхае, где численность населения на конец 2021 года составила почти 25 млн человек, построен один из самых старых и крупных путепроводов Китая — Синьчжуан, который состоит из 4 уровней с максимальной высотой застройки 24 метра. Объект был введен в эксплуатацию в 2001 году и быстро заслужил статус «Эстакада №1 в Азии».

 

Путепровод Синьчжуан Путепровод Синьчжуан в Шанхае

 

С того времени количество автомагистралей в КНР значительно увеличилось, что привело к дополнительной нагрузке на объекты транспортной инфраструктуры Шанхая, в том числе, на путепровод Синьчжуан, поэтому в часы пик здесь часто образуются километровые пробки.

 

Уровни транспортных развязок

Ежегодный прирост населения, общий экономический подъем Китая, а также цели правительства Поднебесной по расширению дорожной сети между провинциями, — все это поддерживает стабильный спрос на автомобили, произведенные для внутреннего рынка. Так, по данным Министерства общественной безопасности КНР, по состоянию на 2021 год количество автотранспортных средств в стране достигло 395 млн. Таким образом, акцент на вертикальное строительство в Китае является логичным продолжением градостроительной политики последних десятилетий. Тем более, что решение о реализации транспортных развязок в несколько уровней помогло повысить безопасность движения, увеличить пропускную способность в часы пик, разгрузить близлежащие крупные улицы, а также поднять социальную удовлетворенность жителей и улучшить туристическую привлекательность страны в целом.

 

Путепровод Цяньчунь в Гуйян Развязка Цяньчунь в Гуйян

 

Транспортные развязки в Китае редко строят в один уровень. В основном, это трех-, четырех- и пятиуровневые путепроводы. Количество уровней при этом складывается из необходимости не только эффективного распределения будущего трафика, но и особенностей местного ландшафта. К примеру, 5-уровневая развязка Цяньчунь, расположенная в городе Гуйян, возводилась в течение 8 лет на территории с перепадом высот 55 метров.

 

Проектирование транспортных развязок

Сегодня проектирование транспортных развязок в Китае осуществляют с помощью специализированного программного обеспечения и метода BIM-моделирования, который представляет собой создание информационной модели будущего объекта, содержащей в себе конструкторскую, экономическую, технологическую и другую информацию. К примеру, в такой модели могут быть добавлены данные о количестве выбросов парниковых газов на всех этапах строительства путепровода. С учетом того, что экологическая безопасность является одной из национальных задач — к 2060 году КНР планирует обеспечить углеродную нейтральность — использование BIM-моделирования выглядит более чем обоснованным.

 

BIM-моделирование BIM-моделирование

 

При проектировании транспортных узлов в Китае в качестве основы используют три основных типа развязок  — «клеверный лист», с направленными съездами, и петлевыми съездами. При создании многоуровневых объектов применяют комбинацию типов, что позволяет уменьшить количество конфликтных точек при съезде автомобилей с одного уровня на другой.

 

Строительство транспортных развязок

Правила, которые соблюдают при строительстве транспортных развязок в КНР установлены документом JTG D60-2015 «Общие технические условия на проектирование автомобильных мостов и водопропускных труб», который по своей структуре аналогичен российскому своду правил — СП 46.13330.2012 «Мосты и трубы. Актуализированная редакция СНиП 3.06.04-91».

Строительство транспортных развязок в Китае, после выполнения инженерно-геодезических изысканий и BIM-проектирования, осуществляется в несколько основных этапов: подготовки земляного основания; устройства фундамента и опор путепровода из армированного бетона; возведения пролетов, состоящих из ортотропных плит или железобетонных изделий; гидроизоляционных и инженерных работ; укладки асфальтобетона. Конечно, все этапы работ проходят с учетом входного, операционного и приемочного контроля.

К особенностям строительства транспортных развязок в Китае стоит отнести современные технологии, которые применяют при устройстве последних этажей многоуровневых эстакад. К примеру, при создании основания под опору могут использовать специальную поворотную систему, которая позволяет повернуть будущую Т-образную вертикально расположенную железобетонную конструкцию, весом 4700 тонн на 85°. Такой подход может быть полезен тогда, когда необходимо возвести автомобильный путепровод над существующим железнодорожным полотном.

 

Технологии поворотной системы опоры Технологии наращивание пролетов

 

Еще одна современная технология, которая используется при создании верхних уровней развязок в Китае — это технология «наращивания» пролетов с помощью специальной установки с подвесным каркасом, в который заливают бетонную смесь.

В качестве верхнего слоя покрытия многоуровневых транспортных развязок в Поднебесной применяют преимущественно щебеночно-мастичную асфальтобетонную смесь с максимальным размером частиц каменного материала 16 мм. 

 

Самая большая транспортная развязка в Китае

Самая большая транспортная развязка в Китае расположена в городе Чунцин и называется «Хуанцзюэван». Ее строительство началось еще в 2009 году, а движение было открыто в середине 2017 года. Хуанцзюэван представляет собой 5-уровневую развязку и включает в себя в общей сложности 20 съездов. Максимальная высота от земли до самой высокой точки путепровода равна 37 метрам, а занимаемая объектом площадь составляет около 400 000 м².

 

Путепровод Хуанцзюэван в Чунцине Развязка Хуанцзюэван в Чунцине

 

Местные водители называют ее самой сложной в Китае, а те, кто прибыл в Чунцин в туристических целях и взял машину на прокат переживают, когда маршрут проходит через Хуанзюэван — из-за специфической геометрии объекта и нескольких уровней развязки некоторые навигаторы при проезде по путепроводу выдают ошибку.

Говоря о самой большой транспортной развязке в Китае по количеству возведенных уровней, нельзя не упомянуть о виадуке Пуси, расположенном в Шанхае. Несмотря на то, что этот объект сложно назвать трудным с точки зрения навигации, Пуси — единственная в мире 6-уровневая развязка.

 

Путепровод Пуси в Шанхае Путепровод Пуси в Шанхае

 

Активное развитие транспортной инфраструктуры Китая, в том числе возведение новых путепроводов, развязок и виадуков, предполагает ежегодное использование в строительстве сотни тысяч кубов бетонной смеси. Это способствует не только росту предприятий, которые выпускают бетонную смесь, но и развитию производителей оборудования.

Компания NFLG уже более 30 лет производит смесительные установки для предприятий разного уровня, реализующих многочисленные государственные проекты. К примеру, бетонную смесь, произведенную на бетонных заводах NFLG, применяли в строительстве:

— Южного центрального моста в городе Тайюань, протяженностью 2608 метров;

— Третьего Пиннаньского моста в провинции Гуанси, протяженностью 1035 метров, который является самым большим арочным мостом в мире по длине пролета;

— моста Гонконг — Чжухай — Макао, протяженностью 55 км, который является самым длинным автомобильным морским мостом в мире.

Ежегодный рост численности населения КНР, общий экономический рост страны, а также стабильный спрос на автомобили на внутреннем рынке будут способствовать дальнейшему созданию многоуровневых транспортных развязок в Китае. При этом высокая скорость реализации проектов будет обеспечена наличием в Поднебесной больших трудовых ресурсов, а также использованием проверенных временем методов работы и применением инновационных технологий и техники в области строительства путепроводов.